Защита в палате по патентным спорам

Рассказываю, как обжаловать заключение Роспатента в палате по патентным спорам.

Получили отказ в регистрации патента или товарного знака – попробуйте его обжаловать.

Конкурент зарегистрировал торговую марку, которая, на ваш взгляд, является общеизвестной – обжалуйте и это.

С решениями Роспатента можно и нужно спорить, когда речь заходит о нарушении интересов бизнеса. Чтобы сделать это, подайте заявку в Палату по патентным спорам (далее - ППС).

В этой статье мы подробно разберем, что можно обжаловать, в какие сроки и как добиться, чтобы уполномоченный орган рассмотрел ходатайство и встал на вашу сторону.

Защита в палате по патентным спорам

О чем пойдет речь:

Александр Дубок
Руководитель патентного бюро Первоисток

Что такое Палата по патентным спорам

Палата по патентным спорам – это независимое подразделение Роспатента (ФИПС), созданное для административного рассмотрения заявлений, возражений и жалоб на действия сотрудников в процессе предоставления правовой охраны интеллектуальной собственности (товарным знакам (ТЗ), изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам). ППС также восстанавливает справедливость в прениях между правообладателями и правонарушителями в досудебном порядке.

Несмотря на то, что ППС входит в оргструктуру ФИПС, она часто аннулирует решения, принятые экспертами Федерального института.

Эксперты ФИПС могут отказать в регистрации товарного знака или патента по разным причинам. Например, сочтут объект интеллектуальной собственности (далее - ОИС) недостаточно охраноспособным или посчитают, что заявитель неправильно оформил документы.

Какой бы ни была причина отказа – всегда есть возможность ее оспорить. Главное – подготовить весомые аргументы и овладеть минимальными знаниями законодательства в области охраны ОИС.

Кто может обратиться в ППС

В ППС может обратиться физическое, юридическое лицо или ИП, чьи права решение Роспатента нарушает. То есть, лицо должно быть заинтересованным, и эту заинтересованность нужно доказать документально. Это установлено статьей 1513 ГК РФ.

С чем можно обратиться в ППС

Чтобы ППС рассмотрела ваше обращение, оно должно быть подано в соответствии с приказом № 644/261 от 30 апреля 2020 года.

Обращение может быть двух видов:

  • возражение;
  • заявление.

Под категорию «возражения» попадают обращения, содержащие обоснованное несогласие заявителя с отказом ФИПС в выдаче патента, свидетельства о регистрации товарного знака или НМПТ.

Например, если госорган посчитал, что изобретение непатентоспособное и отклонил документы на патент, но вы с этим не согласны – смело подавайте возражение.

Также возражения подают правообладатели, заметившие, что Роспатент зарегистрировал конкурентам права на ОИС, очень похожий на тот, что уже охраняется законом.

Еще один повод оспорить решение ФИПС – регистрация общеизвестного товарного знака. В целом, любое несогласие с Роспатентом может стать причиной для подачи возражения. Единственное условие – вы должны доказать свою прямую заинтересованность в проведении разбирательства и то, что ФИПС своим заключением как-то нарушил / ограничил ваши права.

Заявления в ППС подают с целью прекращения правовой охраны ранее зарегистрированных ОИС. Например, заявление может подать лицо, считающее, что правовая охрана конкретного объекта нарушает общественные интересы.

В какие сроки ППС принимает заявления

Установлены разные дедлайны приема заявок для товарных знаков и патентов.

Для патентов. Чтобы обжаловать выдачу патента или отказ в патенте, нужно подать заявку в ППС в течение 7 месяцев с момента принятия ФИПС решения. Это определено статьей 1387 Гражданского кодекса России.

Для товарных знаков. Обжаловать отказ в предоставлении правовой защиты вашему ТЗ можно в течение 4 месяцев с момента решения ФИПС. Это определено статьей 1500 Гражданского кодекса РФ.

Эти дедлайны можно продлить по уважительной причине на 2 месяца в случае патентов и на 6 месяцев в случае товарных знаков. Но придется доплатить пошлину и подать дополнительное ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием причины пропуска.

Если нужно обжаловать действие чужого ТЗ, в этом случае сроки подачи обращения более растянуты и зависят от вида обоснования жалобы. Например, если правовая защита была выдана товарному знаку с нарушением пункта 6, 7 или 10 статьи 1483 ГК РФ, то обжаловать ее можно в течение пяти лет с момента выдачи свидетельства на ТЗ. Если правовая защита выдана с нарушением условий пунктов 1-5 статьи 1483, жалобу можно подать в течение всего срока действия ТЗ.

Как составить заявку в ППС

Чтобы ППС рассмотрела заявку, в ней должны быть указаны:

  • сведения о лице, подавшем заявление / обращение, либо о его представителе;
  • номер спорного патента / свидетельства на товарный знак;
  • обстоятельства дела, которые привели к необходимости обращения в ППС;
  • аргументы в пользу несогласия с принятым решением Роспатента;
  • решения, которое заявитель предлагает принять после рассмотрения заявки ППС.

Какие документы нужно приложить

К заявке нужно приложить:

  • документы, помогающие вникнуть в обстоятельства дела, описанные в обращении, – например, переписку с экспертом Роспатента, если отправляете жалобу на отказ в регистрации, или свидетельство на ТЗ / номер действующего патента, если хотите обжаловать права на спорный объект;
  • подтверждение аргументов вашей точки зрения;
  • документы, подтверждающие вашу заинтересованность как заявителя;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • ходатайство о восстановлении срока и квитанцию о доплате госпошлины – если подаете документы в дополнительно отведенные два месяца.
Форма ходатайства на проведение заседания с использованием видеоконференц-связи
Форма ходатайства на проведение заседания с использованием видеоконференц-связи

Куда подать документы

Документы подают в Роспатент одним из способов:

  • лично по адресу г. Москва, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1;
  • по почте (адрес тот же);
  • через электронную форму подачи возражений и заявлений на официальном сайте.

Если подаете документы лично или по почте, дополнительно приложите флешку или CD-диск с копией сведений в PDF-формате.

При подаче документов через сайт усиленная электронная подпись не нужна.

Электронная форма подачи возражения
Электронная форма подачи возражения

Размер государственной пошлины

Размер государственной пошлины за рассмотрение дела в Палате зависит от специфики разбирательства. В таблице указаны актуальные сведения на момент написания статьи.

Защита в палате по патентным спорам

Порядок рассмотрения обращений

Рассмотрение заявлений и возражений, поступающих в ППС, проходит одинаково. Процедура делится на три этапа.

1 этап: формальная проверка

Этот этап длится пять рабочих дней, в течение которых ППС рассматривает заявку, ознакамливается с деталями дела и выносит вердикт – будет пускать его в ход или нет. Отказать в рассмотрении могут по двум причинам:

  • заявка содержит неуважительные и нецензурные высказывания в адрес сотрудников ФИПС;
  • заявитель пропустил установленный срок подачи заявления / возражения и не прикрепил ходатайство о продлении, либо прикрепил, но указал недостаточно уважительную причину пропуска основного дедлайна.

Если ППС приняло решение рассмотреть дело, заявитель в течение 1,5-2,5 недель получит от органа соответствующее уведомление. В этом уведомлении будет указана дата первого заседания, время, номер кабинета, имя ответственного лица за проведение встречи и уникальный идентификатор дела. По идентификатору заявитель сможет ознакомиться с материалами дела и наблюдать за всеми документами, приобщенными к процессу.

Если ППС посчитает, что в заявке недостаточно данных для рассмотрения дела, она запросит уточнения. Заявителю нужно будет их дослать в течение двух месяцев. Если он этого не сделает, дело в ход не пойдет.

Если речь идет о рассмотрении дела об аннулировании чужого товарного знака, Палата уведомляет правообладателя этого знака (Ответчика) о намечающемся процессе. Ответчик получает идентификатор дела, по которому может скачать материалы и ознакомиться с ними. Также Палата предлагает правообладателю составить аргументированный отзыв претензии, приложив письменные пояснения в защиту своих интересов. В день заседания Ответчик обязан явиться в ППС.

2 этап: рассмотрение дела

Этот этап проходит как стандартный судебный процесс, в конце которого вердикт выносят коллегиально (группой должностных лиц). В коллегии не меньше трех членов, которых выбирают из утвержденного перечня. Ход процесса записывают на видео со звуком. Часть участников может присутствовать на заседании онлайн, если они заранее подали соответствующее ходатайство.

В день заседания каждый участник без опоздания должен явиться в ППС с паспортом и выписать пропуск в бюро пропусков. Далее участники проходят в специальный зал, и процесс начинается. Ответственное лицо зачитывает основные доводы и возражения по материалам дела, затем коллегия рассматривает новые приобщенные материалы, если такие есть. После этого дают высказаться заявителю, а затем – Ответчику. Ответчик уточняет, с какими доводами заявителя он не согласен и на каком основании.

После выслушивания Сторон коллегия удаляется для обдумывания вердикта. Иногда рассмотрение дела переносят. Такое случается, если в ходе заседания были предоставлены дополнительные доказательства, нуждающиеся в тщательном изучении. Стандартный срок переноса – один месяц. Также бывают случаи, когда для рассмотрения дела требуется привлечь дополнительного независимого эксперта. Тогда следующая встреча может отложиться на три месяца.

3 этап: вынесение вердикта

Заключение принимается большинством голосов. Например, если в коллегии три человека, чтобы голосование состоялось, нужно, чтобы два из них были единогласны в своем мнении.

Вердикт может быть следующим:

  • полностью удовлетворить;
  • частично удовлетворить;
  • отклонить.

После итогового заседания руководитель Роспатента рассматривает вердикт и подписывает его. На это отводится два месяца.

Если руководитель посчитает, что процесс прошел с нарушением или коллегия вынесла необоснованный вердикт, он его не одобрит, а отдаст распоряжение на сбор новой коллегии для повторного рассмотрения спора. Но такое бывает редко – чаще руководитель не имеет претензий к процессу.

Алгоритм принятия решения руководителем Роспатента
Алгоритм принятия решения руководителем Роспатента

3 этапа работы по защите интересов в ППС

Чтобы отстоять интересы в ППС, нужно выстроить гибкую систему защиты с учетом возможной подачи встречного ходатайства со стороны Ответчика.

Работа по защите интересов в Палате включает три этапа.

  • Экспертиза перспектив дела. На этом этапе заявитель оценивает риски и собирает доказательства своей правоты.
  • Разработка защитной стратегии. Заявитель продумывает варианты донесения своей точки зрения и ее аргументов до коллегии, рассматривает возможные варианты возражений и готовится к их отработке.
  • Подача документов в ППС. Когда риски взвешены и есть уверенность в возможности добиться своего, можно приступить к подготовке заявления / возражения.

Человеку, плохо разбирающемуся в юриспруденции и ранее не имевшему дело с разбирательствами в Палате, может быть сложно самостоятельно подготовиться к процессу, а затем стойко выдержать его, не растерявшись. Патентный поверенный поможет чувствовать себя уверенней и увеличить шансы на выигрыш дела.

Как увеличить вероятность вынесения решения в свою пользу

Чтобы увеличить своей вероятность победы в деле, рекомендую перед спором:

  • изучить базу данных решений Палаты, особенно обратить внимание на похожие споры и как они разрешились;
  • проверить, действительно ли конкуренты используют спорный ОИС – товарный знак или патент (изучить сайт конкурентов, соцсети, рекламные вывески и т.д.);
  • собрать сильную доказательную базу, обратившись за помощью к юристам по интеллектуальной собственности – вам это особенно сыграет на руку, если после вердикта Палаты вы обратитесь в Суд по интеллектуальным правам.

Где обжаловать решение Палаты

ППС – не последняя инстанция, куда можно обратиться. Если вы не удовлетворены вердиктом, можете подать в Суд по интеллектуальным правам. Обжаловать решение ППС можно только в течение трех месяцев с момента завершения дела.

Подавая апелляцию в Суд по интеллектуальным правам, помните, что обжаловать нужно не заключение Роспатента, а заключение коллегии ППС.

В случае вашего выигрыша в Суде Роспатент не отменит ранее принятое решение, а соберет новое заседание в ППС, на котором повторно рассмотрит ваше заявление / возражение с учетом выводов, сделанных Судом.

Чем может помочь патентный поверенный

  • возьмет на себя ответственность в составлении ходатайства и поиске доказательной базы – вам не придется тратить время на изучение законодательства, чтение статей по интеллектуальному праву и изучение базы дел ППС;
  • разработает стратегию для отстаивания прав – чтобы выиграть дело, нужно не просто быть юристом, а разбираться в нюансах правовой охраны ОИС;
  • проведет независимую экспертизу нарушения прав – проверит, какие права нарушил Роспатент своим неправомерным отказом в регистрации объекта интеллектуальной собственности или, наоборот, тем, что зарегистрировал объект конкурента;
  • станет вашим представителем в Палате или в Суде – доверив дело патентному поверенному, вы сможете расслабиться и наблюдать за процессом разбирательства, как в кино, не переживая за благополучный исход.

Резюме

Не нужно бояться оспаривать решения Роспатента. Как и любой другой орган, ФИПС может ошибаться. Если считаете, что несправедливо получили отказ в регистрации ОИС или конкурент добился правовой охраны объекта, который, на ваш взгляд, не может охраняться – отстаивайте свои интересы. Главное – не пропустить сроки подачи возражения / заявления в ППС, грамотно подготовить документы и сформировать выигрышную стратегию поведения.

Если ППС примет решение, которое вас не устроит, можно обратиться в Суд по интеллектуальным правам. Победа в Суде аннулирует решение Палаты и обяжет ее собрать новое заседание с пересмотром решения.

Поддержка патентного поверенного обеспечит вам психологический комфорт и уверенность в победе на протяжении всех этапов спора в ППС и Суде.

Был ли у Вас опыт отстаивания позиции в ППС?
У меня нет практического опыта взаимодействия с ППС
Поделюсь опытом в комментариях к статье
22
Начать дискуссию