Магическая карта — один из лучших помощников Даши-путешественницы в мультсериале. Она живёт в рюкзаке девочки, помогает ей преодолевать разные трудности и даёт полезные рекомендации 💪🏼 Обладателем карты можете стать и вы. Это «Customer Journey Map» (CJM), что дословно переводится как «карта пути клиента». Она тоже поможет вам решить разного рода проблемы и поделится советами по улучшению работы Банка.Так как я тоже имела в запасе такую карту, то я помогу составить её и вам. 📍 Но перед этим важно провести подробный анализ, чтобы определить отправную точку предстоящих улучшений. Чтобы выявить потребности целевого клиентского сегмента используем 2 подхода анализа. 1 С помощью первого мы выявим спрос на продукты: ▫ Мы проводим анализ данных воронки продаж в разрезе продуктов. Здесь мы смотрим на то, сколько клиентов сказали вам «да» ➡ сколько клиентов сказали вам «нет» и почему они так поступили ➡ сколько клиентов перешли к действию на определённых этапах ваших взаимоотношений. ▫ Мы проводим анализ данных текущей клиентской базы. На этом этапе мы смотрим насколько продукт оказался привлекательным: • уровень проникновения продукта в клиентскую базу • активность клиента по продукту ▫ Мы проводим количественные и качественные исследования рынка. Здесь мы уже не просто наблюдаем, а переходим к действию: • проводим анкетирование потенциальных и текущих клиентов • проводим сбор информации по практикам конкурентов и выделяем лучше После этих действий у вас в кармане лежат предпочтения целевого клиентского сегмента по параметрам продуктов, а также лучшие способы тиражирования продуктов на целевой сегмент. 2 Второй подход анализа на выявление предпочтений в части каналов выдачи и использования: ▫ Мы проводим аналогичный анализ данных воронки продаж, только теперь в разрезе каналов. ▫ Мы проводим анализ customer journey в каждом канале. Обращаем внимание на Time To Yes, UX дизайн и другие инструменты. ▫ Анализ уровня отклика клиентов в канале. В том числе, на скорость отклика. ▫ Анализ активности и объема клиентов в канале (Monthly active users и др.) Провели анализ — выявили предпочтения целевого сегмента по способу коммуникации с Банком, а также предпочтения целевого клиентского сегмента по каналам получения и использования продуктов и сервисов банка Но где взять информацию для анализа? Они вам помогут: ▫ Эксперты рынка и готовые исследования рынка ▫ Кейсы конкурентов ▫ Ваша база данных ▫ Ваши работники — менеджеры по работе с клиентами и менеджеры по продажам ▫ «Тайные покупатели» ▫ Комментарии и отзывы аудитории в социальных сетях ▫ Метрики Яндекс и Гугл ▫ Отзывы в интернете ▫ Анкеты, опросы, исследования аудитории Теперь переходим к полноценной работе с картой. 🐾 Шаг 1. «А зачем нам это всё?» Да, мы, конечно, знаем, какая крутая штука эта ваша «карта клиентского пути», но если вы сделаете её ради галочки с надеждой на то, что она просто привлечёт клиентов - это не сработает. Важно поставить конкретные цели, которые поможет реализовать CJM. 🐾 Шаг 2. «Собрали много инфы — обрекли себя на успех» Чем больше вы соберёте информации, тем проще потом будет делать анализ, проводить сегментацию и в конце концов определить, кто они — ваши клиенты. Этот пункт мы уже с вами подробно разобрали, так что вы уже точно готовы делать следующие шаги. 🐾 Шаг 3. «Провели анализ — нашли своего клиента» На основе собранных на предыдущем этапе данных формируем основные сегменты, в основу которых лягут разные представители ваших клиентов. Важно понимать, что каждый по-разному проходит путь приобретения продукта. Это я к тому, что именно для этого нужно делить общую массу на сегменты — карта для них нужна индивидуальная. Под всех одинаково не подстроишься. Можно, конечно, постараться, но мы же работаем эффективно. 🐾 Шаг 4. «Где вы идёте?» Как мы уже опередили, клиент проходит длинный путь, прежде чем дойдет до продукта. Поэтому нам нужно отметить точки, каналы и этапы взаимодействия с товаром/услугой. ▫ потребность: решил купить машину-понадобились деньги; ▫ поиск информации: ищет банк, который удовлетворит потребность; ▫ исследование: сравнивает найденные предложения; ▫ покупка: выбирает лучшее предложение; ▫ выводы: оценивает качество работы банка; ▫ повторная покупка: понимает, что банк достойный и возвращается за дополнительными/повторными услугами; ▫ переход к статусу постоянного клиента: постоянно обращается к вашему банку; ▫ рекомендация: рассказывает о вас своим знакомым. 🐾 Шаг 5. «Ну как там, на “Поиске информации”?» ▫ «Хочу получить подробную информацию об услуге» ▫ «Хочу получить быстрый ответ от тех.поддержки банка» ▫ «Хочу почитать реальные отзывы о вас» Опишите, что клиент ожидал увидеть на каждом этапе. Это поможет вам лучше понять потенциального потребителя и упростить им маршрут. Ведь если движение пользователя где-то застопорится, то велик шанс потерять своего клиента. 🐾 Шаг 6. «Извините, мы раньше не встречались?» Если для вас точки взаимодействия — это только интернет и сам банк, то копайте глубже. Вы можете даже не догадываться, как много каналов, с которыми может контактировать ваш потенциальный клиент, где начинается его клиентский путь в вашем банке. Здесь важно учесть всё, чтобы не потерять клиента на самом старте: 📲 Онлайн: ▫ Сайт ▫ Блог ▫ Соцсети ▫ Интернет-реклама ▫ PR ▫ Чат-боты ▫ Отзывы ▫ Мобильное приложение ▫ Форумы 🏦 Оффлайн: ▫ Реклама ▫ PR ▫ Банк ▫ Сотрудники ▫ Продукция ▫ Технологии ▫ Телефон: приветствие, автоответчик. ▫ Бывшие/действующие клиенты 🐾 Шаг 7. «Почему вы остановились?» Этот очень тесно связан с пятым шагом. Барьеры это то, что не даёт клиенту дойти до финала и вызывает у него отрицательные эмоции. ▫ «У вас мало информации об услуге» ▫ «Сервисная поддержка банка очень медленно отвечает» ▫ «Нет отзывов, а хотелось узнать реальное мнение о продукте или услуге». Выявите свои, услышав вашего клиента. 🐾 Шаг 8. «Ну что, как ощущения?» На этом этапе мы добавляем эмоции. Именно те эмоции, которые испытывал клиент на каждом этапе своего пути. Здесь лучше обращаться на прямую к клиентам: через обратную связь, отзывы и так далее. 💥Поздравляю, осталось собрать всю информацию воедино и ваш CJM готовНо не всегда всё проходит так гладко, как хотелось бы. Поэтому предлагаю заглянуть в будущее и исправить те ошибки, которые могут возникнуть при составлении CJM. ❌ Ошибка 1. Составлять CJM на основе только вашей экспертности. Основываться только на своей экспертности и личном опыте — не тот случай. Мы смотрим на этот путь с разных точек зрения. В противном случае вы улучшите те процессы, которые нужны будут вам, а не вашим клиентам. А за этим следует потеря «своих клиентов» и невыполнение поставленной задачи. ❌ Ошибка 2. Отсутствие бенчмаркинга. При этом важно основываться не только на полученном фидбэке, но и проводить сопоставительный анализ. Ведь клиенты — это обычные люди, которые могут ошибаться и чего-то не знать. Поэтому лучшим вариантом будет проводить сравнение с конкурентами, чтобы потом найти для себя разные варианты улучшений работы. ❌ Ошибка 3. Рассматривать только стандартные ситуации. Есть довольно много причин, по которым клиент не дошёл до конца и оборвал свой клиентский путь. Мир не схлопывается только на «клиент зашел в Банк – ему не понравилось обслуживание – клиент ушёл». Уделяйте внимание мелочам. Подумайте, что может пойти не по стандартному сценарию. 🏁 Ну и на финалочку несколько инструментов, которые помогут построить вашу карту: ▫ Google Таблицы ▫ Miro ▫ Сanvanizer ▫ Uxpressia ________________________________________________________________________ Буду рада услышать ваше мнение в комментариях ⤵ А также напоминаю, что если вы хотите получать ещё больше полезной инфы и тем самым улучшить работу своего банка, то всегда жду вас в telegram-канале «Banks inside». Кстати, вы можете обращаться ко мне за помощью в лс, всегда рада помочь