Как производителю работать с маркетплейсами?
На Wildberries, Ozon, ЯндексМаркете продаются миллионы товаров по всей России и в странах СНГ. И если раньше здесь в основном перепродавали товары из Китая, то сегодня на площадки всё чаще выходят отечественные производители.
Например, «Невская палитра» - старейший в России завод художественных красок, сегодня продает на Wildberries более тысячи наименований своей продукции.
При этом здесь торгуют и небольшие, почти семейные производства. Швейные мастерские налаживают поставки одежды и текстиля для дома. Деревообрабатывающие цеха предлагают кухонную утварь, садовый инвентарь и предметы интерьера. А фермерские хозяйства активно осваивают нишу зоотоваров, предлагая свои линейки кормов для домашних питомцев.
Однако, это не значит, что маркетплейсы подходят каждому производителю. Здесь точно нельзя действовать по принципу «главное, ввязаться в бой, а там посмотрим». Прежде чем регистрироваться на Wildberries или Ozon, стоит подготовиться.
1 этап - предварительный анализ и юнит-экономика
Определить, а продаются в принципе аналогичные товары на маркетплейсах? Если да, то в каком количестве, по какой средней цене, в каких регионах? С какими конкурентами придется бороться за покупателя, есть ли монополисты в нишах, есть ли сезонные скачки. Если товаров, подобных вашему, нет маркетплейсах - стоит задуматься: первопроходцы получают либо всё, либо ничего. Просчитайте риски.
Провести сравнительный анализ самих маркетплейсов. У каждого из них своя аудитория и свой «конёк». Wildberries - это больше про недорогие товары повседневного спроса и так называемые «спонтанные покупки». На Ozon хорошо покупается техника и книги, на Lamoda - одежда и аксессуары премиум сегмента.
Проанализировать схему работы каждого маркетплейса: размеры комиссий, стоимость логистики, требования к упаковке, маркировке, самому товару. Можно ли хранить товар на складах площадки, или продавать только через FBS? Внимательно изучите договор оферты и все приложения к нему.
Опираясь на полученные данные по расходам, просчитать юнит-экономику. Сколько будет вам стоить упаковка и маркировка по правилам маркетплейса? Сколько будет уходить на логистику, хранение и комиссию площадки? Не забудьте про расходы на рекламу, оплату возвратов и брак.
Имейте в виду, покупатели на маркетплейсах легко отказываются от товаров в пунктах выдачи, «обратный билет» в этом случае оплачивает продавец.
2 этап - всё еще подготовительный
Наладить процесс сбыта через маркетплейсы - это почти как заново построить бизнес:
- Нужно подготовиться юридически - зарегистрировать свою ТМ (бренд) в Роспатенте, или хотя бы подать заявку на регистрацию. Подготовить всю необходимую документацию на вашу продукцию: сертификаты, гарантийные талоны, инструкции, технические паспорта — список документов можно посмотреть в Личном кабинете продавца на маркетплейсе.
- Продумать схему логистики с вашей стороны: кто и как будет доставлять ваш товар на маркетплейс (пункты приема, сортировочные центры). Будет ли это своя машина или сторонняя компания (у многих транспортных компаний есть отдельная услуга по забору и доставке груза на склад маркетплейса).
- Проработать упаковку. Ваши товары будут заказывать из разных уголков страны, важно, чтобы они доезжали в целости и сохранности. Надеяться на добросовестность грузчиков и водителей не стоит.
- Организовать внутреннюю работу по приему и обработке заявок с маркетплейса, если решили работать по схеме FBS. Чтобы много продавать на маркетплейсах, важно не нарушать сроки поставки, поэтому нужно успевать обрабатывать и 5, и 50, и 500 заявок в сутки
- Обучить сотрудников работать с интерфейсом площадки, либо нанять менеджера с опытом работы. Можно заключить договор с подрядчиками, оказывающими комплексное сопровождение бизнеса на маркетплейсах. Пожалуй, это самый простой вариант для крупных компаний, которые хотят сосредоточиться только на производстве.
- Подготовить контент для карточек товара и рекламных кампаний. Заказать профессиональная предметную и модельную съемку товара с разных ракурсов, видео, инфографику, а также тексты для описаний товара.
Теперь можно оформлять карточки товара на сайте маркетплейса и ждать первых заказов.
3 этап - боремся за место под солнцем
Если хотите продавать много - пробивайтесь на первую страницу выдачи. Алгоритмы маркетплейса анализируют и оценивают сотни тысяч карточек, чтобы представить покупателю именно то, что он ищет.
Для маркетплейса важны продажи и не нужны риски - поэтому он выводит на первые места те товары, которые стабильно покупают, где много положительных отзывов и мало возвратов.
Не будем подробно останавливаться на способах продвижения карточки в топ выдачи, это тема для отдельной статьи, и не одной. Здесь работает всё в комплексе: улучшение качества самого товара, оптимизация карточек, ценообразование, контроль складских остатков, работа с отзывами, привлечение внешнего трафика, проведение рекламных кампаний.
Если вы производитель и продвигаете свой бренд, не ограничивайте себя только маркетплейсами: о вас должны знать и за пределами площадки. Проблема в том, что большинство маркетплейсов запрещают указывать контактную информацию производителя (поставщика) в карточке товара. Всё общение с покупателями ведётся строго на площадке.
Но, пользователи довольно часто «проверяют» информацию о товаре и производителях через поисковые системы Яндекс и Google. Вся информация на сторонних ресурсах должна говорить о качестве ваших товаров и о том, что вам можно доверять. Прогревайте интерес к вашему продукту с помощью SMM, «догоняйте» контекстной рекламой, оптимизируйте собственный сайт.
4 этап - обновляем ассортимент
Наверное, единственный пример долгоиграющего продукта на все времена - это знаменитая желто-оранжевая пачка соды. На маркетплейсах (и не только там) невозможно годами продавать одно и то же с одинаковым успехом.
Даже добившись стабильного роста продаж имеющегося ассортимента, руководителю производства нужно думать о том, что он может предложить потребителю завтра, через полгода, через год.
Необязательно запускать новую производственную линию с нуля. Зато можно доработать существующий продукт: добавить цвета, размеры, какие-то незначительные детали, типа стопперов на колесики тумбочки. Большим подспорьем для поиска идей станут отзывы и вопросы покупателей в карточках товара на маркетплейсе.
К чему нужно быть готовым?
Маркетплейс - это не ваш личный сайт, и здесь тысячи таких же продавцов. Маркетплейсу интересны те продавцы, которые продают много и часто. Здесь любят компании, которые приносят прибыль площадке (рекламируются, участвуют в акциях, хранят товары на складах маркетплейса). Но даже в этом случае производитель может легко попасть в немилость из-за негативных отзывов и большого количества возвратов.
Потребительский экстремизм — очень больная тема для продавцов на маркетплейсах. Ваш товар заказывают, а потом возвращают с браком под предлогом «не подошло». Если сотрудник маркетплейса ничего не заметит, товар едет дальше, вы платите за логистику, его снова выдают следующему покупателю, который пишет вам негативный отзыв из-за несоответствия качества. Эти риски нужно закладывать в цену, поэтому еще до старта просчитайте unit-экономику.
Конкурентные войны — да, на маркетплейсах идут настоящие сражения. Конкуренты выкупают весь остаток со склада только для того, чтобы уронить вашу карточку в рейтинге (так как у вас будет нулевой остаток, карточка резко уйдет в хвост выдачи). А потом возвращают, чем увеличивают количество возвратов, что опять-таки плохо отражается на рейтинге. Ежедневно контролируйте складские остатки и обновляйте информацию.
Пару слов о перспективах
На самом деле, у производителей на маркетплейсах гораздо больше перспектив и возможностей, чем у простых перекупщиков:
- Вы можете регулировать товарные остатки: наращивать или сокращать производство.
- Вы можете дорабатывать и товар, и упаковку.
- Вы можете продавать сразу на нескольких маркетплейсах, так как производство под рукой.
Кроме того, если ваш товар очень хорошо покупают, маркетплейс может им заинтересоваться и продавать его самостоятельно, заключив с вами договор, а это совсем другой уровень продаж.
Если грамотно настроить работу — провести предварительный анализ, просчитать юнит-экономику, настроить внутренние бизнес-процессы, автоматизировать учет товаров, умело пользоваться сервисами аналитики — у производителя есть все шансы увеличить объемы сбыта за счет маркетплейсов.