Анализ рынка: последовательность и структура
В прошлой статье я рассказывал о том, что такое рынок, какие типы рынков бывают, и какие они имеют особенности. Теперь давайте перейдем к анализу, узнаем для чего он нужен и из каких ключевых этапов он состоит.
Для того, чтобы принимать взвешенные решения, компания должна непрерывно анализировать данные. Эти данные можно найти с помощью анализа рынка.
Анализ рынка – исследование статистических, экономических и других показателей, которые характеризуют рынок как поле деятельности компании или бренда. Примеры данных, которые вам понадобятся: статистика производства и продаж конкурентов, потребление продуктов или услуг, особенности поведения покупателей или партнеров.
Задачи, которые решает анализ рынка:
- Понять, будет ли бизнес жизнеспособен в условиях современного рынка;
- Собрать аналитику для выхода нового бренда или продукта, чтобы снизить риски и выстроить грамотный маркетинг;
- Изучить потребителей и выделить сегменты рынка, которые позволят компании масштабироваться.
Анализ рынка проводится в определенной последовательности, и каждый этап взаимосвязан с другими.
- Формулируем цели
- Составляем план анализа
- Выбираем методы исследования
- Проводим исследование
- Формулируем выводы
- Презентуем результаты
Определяем цели анализа
В первую очередь, приступая к анализу, необходимо сделать несколько вещей:
- сформулировать цели бизнеса,
- сформулировать цели маркетинга,
- описать цели и задачи исследования,
- сформулировать гипотезы, которые потом нужно проверить.
Почему нельзя сразу кинуться в исследования? Всё просто. Вероятно, без плана и структуры вы потратите много времени на изучение бесполезной информации, и не сможете правильно выбрать нужный вам метод исследования.
У вас есть ресурсы, и вы хотите создать товар или услугу, чтобы заработать n-количество денег. Это цель бизнеса.
Для того, чтобы оценить риски, вы даете маркетологу задание – оценить перспективность запуска проекта для потенциальной аудитории в определенном сегменте. Это цель маркетинга.
Маркетолог решает, что исследование должно включить в себя оценку спроса и привлекательности концепции идеи продукта. Это цель исследования.
Исходя из этих целей уже можно будет поставить задачи. После этого нужно собрать информацию по рынку и провести опрос потенциальной аудитории.
Давайте рассмотрим на примере фирмы-застройщика. Какие вопросы могут перед ним стоять:
- Какой формат продукта нужно производить: в данном случае – какой формат домов нужно строить: коттеджи, дуплексы или таунхаусы?
- Каким параметрам должен соответствовать продукт: какой размер участка рассматривают покупатели?
- На каких условиях планируется покупка: ипотека, рассрочка или трейд-ин?
- В каком ценовом сегменте выходить на рынок?
Кроме того, у застройщика могут собственные идеи – гипотезы, которые еще предстоит проверить. Маркетинговая гипотеза представляет собой предположение о проблемах бизнеса, маркетинга, продаж и клиентов. В процессе исследования это предположение можно подтвердить или опровергнуть. Например, вышеупомянутый застройщик может предложить клиентам дом в коттеджном поселке по цене трехкомнатной квартиры, тем самым переманивая покупателей из соседних строящихся многоэтажек.
В следующей статье мы разберем типы и методы исследования рынка, а также ситуации, в которых стоит использовать те или иные методики анализа. Рекомендую подписаться, чтобы не пропустить! Также можно подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, там много полезных статей о бизнес-инструментах. Буду рад вашим комментариям по теме!