Всё об исследовании рынка: выбираем методы
В прошлой статье мы научились определять цели анализа. Теперь давайте рассмотрим, какие бывают методы исследования и как выбрать из списка подходящий именно для вашей компании.
Виды и методы исследования
Если говорить об исследованиях глобально, то они бывают такими:
- Первичные и вторичные исследования
- Качественные и количественные исследования
При выборе метода вы должны опираться на цели, бюджет и сроки. Иногда бывает достаточно оценить информацию, полученную из открытых источников, а иногда нужно всё таки поработать с потребителями и получить информацию из первых рук.
Первичные исследования, как правило, создаются с нуля при с помощью сбора информации под определенные цели и задачи. К данному виду исследования относятся опросы, интервью, заполнение анкет и форм в интернете. Для проведения первичного исследования нужно набрать участников и работать с ними.
Такой метод подойдет для получения информации из первых уст или получить новые знания, еще недоступные рынку. Например, компания хочет запустить новый продукт, и ей необходимо протестировать его. Для этого нужно собрать потенциальных покупателей и дать им попробовать образцы.
Вторичные исследования включают в себя обработку уже готовых данных, которые компания собирает из внешних источников. Можно пользоваться таким методом, если нужная информация по рынку открыта и доступна в интернете. Таким образом бизнес экономит ресурсы, поскольку проводить первичное исследование не нужно. Вместо этого можно будет заплатить за готовый отраслевой обзор и за работу специалиста, который будет заниматься анализом полученных данных. К тому же, по времени это намного быстрее. Единственным минусом можно выделить невысокую точность анализа.
Качественные исследования отвечают на вопросы “Зачем?” и “Почему?”. Они не требуют большого количества респондентов. Они подходят, если нужно быстро собрать обратную связь и придумать идеи. Часто они субъективны и не структурированы. Качественные методы исследования включают в себя:
- Глубинные интервью с потребителем или экспертом рынка один на один;
- Фокус-группы для обсуждения поставленного вопроса с группой людей;
- Наблюдения для визуального анализа представленности конкурентов в ритейле или поведения клиентов.
Количественные методы используются для оценки идей и показателей, необходимых для принятия решений. Они отвечают на вопросы «Что?» и «Сколько?». Такие исследования объективны, и выводы исследователя строятся на статистике.
Количественные методы включают в себя:
- Опросы с помощью структурированных анкет, онлайн-опросов или телефонных звонков;
- Панельные методы, представляющие собой сбор данных по массовым аудиториям с определенной периодичностью;
- Аудит розничной торговли для сбора данных по продажам и выкладке товаров в торговых точках.
Для количественного метода участников понадобится много, и размер выборки для опроса можно рассчитать с помощью специальных калькуляторов на сайтах исследовательских агентств (Анкетолог, Socioline).
Подбор метода напрямую зависит от вашей задачи:
- Сформулировать идеи и услышать мнения – качественное исследование;
- Получить точную статистику по объему спроса, к примеру – количественное исследование.
Никто не запрещает также сочетать методы. Обычно так и делают – формируют идею, проверяют на жизнеспособность, а уже потом подключают респондентов в больших количествах, чтобы собрать точную статистику.
На следующей неделе я продолжу рассказывать об исследовании рынка, в частности – об источниках данных. Разберем какие плюсы и минусы имеют доступные источники, а также каким из них стоит доверять.
А я рекомендую вам подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев. Там можно найти множество полезных статей на тему бизнеса. Буду рад вашей активности!