Виды трендов: анализируем и отслеживаем рыночные тренды
Глобально все тренды делятся на несколько видов:
Мегатренды влияют на все население Земли (за редкими исключениями), например:
- Быстрый рост технологий;
- Глобализация;
- Новые виды финансов;
- Увеличение продолжительности жизни населения.
Один из самых важных трендов сейчас – так называемый интернет вещей. Это означает, что устройства собирают информацию о нас, нашем окружении, наших интересах, и передает эти данные на специальные платформы. От этого тренда напрямую зависит множество отраслей, например услуги телемедицины, умные дома и цифровые двойники.
Не все глобальные тенденции можно проследить или предвидеть заранее. Есть события с низкой вероятностью, но с масштабным эффектом. Их называют «джокеры» или «чёрный лебедь». Мы прямо сейчас можем наблюдать это на примере развития искусственного интеллекта.
Макротренды стоят на ступеньку пониже, они охватывают разные социальные группы и могут сохраняться на протяжении длительного периода. Яркий пример – социальные сети. Во многих странах они стали не только средством общения людей разного возраста, но и платформами для покупок, развлечений и образования, коммуникаций брендов с потребителями и способом исследования мнений.
Микротренды – это незначительные события или явления на непродолжительный период времени. Исследовать такие тенденции можно с помощью Google Trends и Яндекс Вордстата. Благодаря им можно отслеживать спрос на определенные виды товаров.
Например, пару лет назад дети играли со спиннерами. Потом у этой аудитории стал популярен сквиш и поп-ит. А затем их сменили Хагги Вагги, Кисси Мисси и другие плюшевые монстры. Если вы продаете детские игрушки, нужно держать руку на пульсе моды на такие товары.
По длительности действия тренды можно разделить на краткосрочные (несколько месяцев), среднесрочные (1–2 года) и долгосрочные (3–5 лет). Краткосрочным трендом оказался сервис ClubHouse. В 2021 году он стремительно ворвался на рынок, но сейчас им активно не пользуются. А долгосрочный тренд – цифровизация старшего поколения (от 60 лет), которое начало активно пользоваться онлайн-покупками и дистанционными сервисами.
Рыночные тренды
При анализе рыночных трендов важно учесть:
- Какие новые продукты или бренды планируется запускать;
- Какие товары-заменители проникают на рынок и существенно меняют спрос;
- Появляются ли новые форматы или сервисы для обслуживания клиентов;
- Как развиваются каналы продаж и будут ли меняться их доли;
- Что происходит со средними ценами и маржинальностью;
- Изменяются ли виды продвижения и методы привлечения клиентов.
Информацию по этой теме можно найти в разных источниках. Я рекомендую постоянно мониторить отраслевые обзоры и исследования рынков – РБК, BusinesStat и Коммерсантъ. По некоторым сферам деятельности есть специализированные новостные порталы: для ритейла – Retail.ru, по недвижимости RussianRealty, а по рекламной отрасли – Sostav.ru. Также можно подписаться на тематические сообщества в социальных сетях – там новости обычно публикуются очень быстро, и удобно с их помощью держать руку на пульсе.
Интересно рассматривать рыночные тренды на примере рынка кофеен. Формат “кофе с собой” стал популярен на фоне ковидных ограничений и привлекательности такого бизнеса с точки зрения финансовых вложений. Параллельно наблюдается рост автоматизации маркетинга, диджитализации и персонализации работы с гостями. Растет сбыт кофе через вендинговые аппараты, корнеры и небольшие кофейные бары. Так, на 2021 год Coffee Like насчитывала около 900 точек, и за 3 года планирует довести сеть до 1500 кофеен. Эксперты рынка отмечают постепенный рост цен на кофейные зёрна. В 2022 году рынок столкнулся с новыми вызовами: неурожаем кофейных зёрен в Бразилии, колебаниями курса рубля и проблемами в логистике. Эти факторы могут отрицательно повлиять на потребление кофе и повысить цены в кофейнях. Бурный рост кофеен наблюдается не только в городах-миллионниках, но и в городах с населением менее 500 тысяч человек. По мнению экспертов, это приведет сначала к волне закрытий неизвестных проектов, а затем консолидации рынка в течение нескольких лет.
Мы можем выделить на рынке кофеен несколько видов трендов:
- Долгосрочные – диджитализация, автоматизация маркетинга;
- Среднесрочные – рост числа кофеен в регионах, появление новых форматов и каналов сбыта;
- Краткосрочные – рост стоимости сырья.
Важно анализировать как тренды прошлого, так и тренды будущего. Так вы сможете отслеживать влияние трендов на рынок, прогнозировать свои решения и корректировать стратегию развития компании.
Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, там много полезных статей о бизнес-инструментах и рыночных трендах. Буду рад вашим комментариям по теме!