Почему умные колонки — это глупое баловство и пустая трата денег
Долгое время рынок умных колонок был за пределами моего поля зрения. Однако за последние пару лет стало очевидно, что он развивается семимильными шагами и совершенно не планирует уходить в забвение. Умные колонки теперь покупают не гики, а люди, беспросветно далекие от современных технологий, для которых настроить новый смартфон — то еще испытание. В итоге любопытство взяло верх, и месяц назад я все-таки купил свою первую умную колонку, но так и не понял зачем.
Функции умных колонок
Чтобы люди покупали какой-то товар, их нужно убедить в его пользе. В описании умных колонок нам говорят, что с их помощью мы будем:
- включать песни, подкасты, сказки и другой контент из стриминговых сервисов;
- управлять умным домом;
- использовать на все 100% искусственный интеллект, спрашивая его о погоде, пробках и новостях.
Начнем с последнего пункта. В приложении моей умной колонки от Яндекса есть раздел, где производитель описывает ее функции, накидывая сценарии их применения. По-моему, это гениально.
Производитель предлагает звонить на Станцию, будто бы со смартфона это сделать невозможно. Также Яндекс открывает секрет, рассказывая о том, что я могу управлять музыкой на колонке через Андроид-девайс, ведь обычный Bluetooth-спикер так, судя по всему, не может. Наконец, я просто обязан воспользоваться функцией поиска телефона, поскольку ни одни смарт-часы на это не способны. Я ведь ничего не перепутал?
Опробовав почти все функции умной колонки, я пришел к выводу, что намного удобнее выполнять одни и те же действия на смартфоне. Зачем мне спрашивать голосового ассистента о погоде, если я могу получить куда более подробную информацию через виджет на главном экране своего Андроида? Как я могу пользоваться напоминаниями на Яндекс Станции, если их можно услышать только на колонке, привязанной к определенному месту?
Почему покупают умные колонки
Все, на что способна умная колонка, делает и смартфон, причем он всегда находится рядом с владельцем, а не остается прикованным к розетке. Казалось бы, это и ежу понятно, но популярность Яндекс Станций вместе с аналогами от Сбера и VK только растет. К примеру, на одном лишь Яндекс Маркете Станция Лайт собрала почти 65 тысяч оценок. А сколько покупателей не оставили отзыв? И сколько таких колонок было продано через другие площадки? Да просто тьма!
Но зачем их покупают? Неужели у каждого владельца смарт-колонки дома стоят умные лампочки и не менее умные чайники с пылесосами? Отнюдь. Опираясь на личные наблюдения, могу сказать, что в большинстве случаев единственным сценарием использования колонки является прослушивание музыки и управление воспроизведением через голосового ассистента.
С одной стороны, действительно удобно просить воображаемого друга ставить музыку, пока ты занимаешься своими делами. Но есть несколько нюансов:
- колонка работает только с одним стриминговым сервисом;
- для прослушивания музыки нужно иметь подписку, плата за которую списывается ежемесячно и не входит в стоимость колонки;
- если вам хочется поставить конкретную песню или альбом, будьте готовы к тому, что голосовой ассистент довольно часто ошибается и включает не то;
- нельзя получить дополнительную информацию о песне (колонка в лучшем случае подскажет, кто играет), в то время как на смартфоне вы можете и текст открыть, и перемоткой воспользоваться, и с другими работами музыканта познакомиться.
Управлять воспроизведением голосом, если требуются более сложные действия, чем «стоп» или «следующий трек», неудобно. Конечно, взаимодействовать с аудиоустройством можно напрямую через смартфон. Но тогда зачем покупать умную колонку?
Качество звука в умных колонках
В музыкальном плане умные колонки уступают своим аналогам, лишенным искусственного интеллекта. Любая аудиосистема 2.1 с сабвуфером, купленная 15-20 лет назад, будет звучать лучше, чем какая-нибудь Яндекс Станция Макс. Да, громкость умных колонок достаточная, но это отнюдь не то, что нужно меломанам.
И вот тут кто-нибудь возразит, мол ко многим смарт-колонкам можно подключить внешнюю акустику через AUX и удовлетворить таким образом свое псевдомеломанское эго. Но, постойте. Зачем мне умная колонка, если с тем же успехом я могу подключить миниджек к своему ноутбуку и наслаждаться глубоким звуком без лишних костылей?
Стоимость умных колонок в России
Помимо того, что качество звука умных колонок не выдерживает никакой критики, а функции голосового ассистента выглядят сомнительно, подобные устройства дороже аналогов без ИИ. Яндекс Станция 2 с общей мощностью 30 Вт стоит 17 990 ₽, в то время как Bluetooth-колонка Telefunken на 40 Вт со встроенным аккумулятором и кучей ништяков вроде миниджека обойдется менее чем в 4 000 ₽. Да за такие деньги вы даже 5-ваттную Яндекс Станцию Лайт не купите!
Кроме Яндекса на российском рынке умных колонок есть Сбер и VK, чьи устройства заметно дешевле, но и они в разы дороже своих Bluetooth-аналогов. В итоге многие люди платят втридорога и влезают в подписочную кабалу только ради того, чтобы «быть в теме». Оправданно ли это? Как ни странно, да. Ведь главная задача любой покупки — дать эмоции, а практическая польза — дело десятое.