Как защититься от мошенников в финансовой сфере?
Основные схемы работы мошенников такие:
❌ Звонок из банка
Представляются менеджером банка или службой безопасности. Чаще всего предлог - ваш личный кабинет взломали, или с вашей карты списываются деньги и другие варианты.
Всеми способами пытаются выяснить номер карты, ее данные (срок действия и cvv-код), паспортные данные, логин-пароль от личного кабинета или просят продиктовать смс-пароль.
Как защититься: не отвечать на неизвестные номера, спросить фамилию и имя сотрудника и позвонить по официальным контактам банка, которые указаны на его сайте.
❌ Установка приложения на телефон
Звонят якобы от банка, просят установить новое приложение на телефон. А это приложение дает удаленный доступ к вашему телефону и можно быстро скопировать все пароли от интернет-банков и соц.сетей.
Как защититься: не разговаривать с незнакомцами, звонить только на горячую линию банка, телефон указан на официальном сайте банка. Сотрудники банка никогда не переходят на разговор в мессенджеры, не имеют права запрашивать личные данные. Скачивать только официальное онлайн приложение банка.
❌ Авито-доставка
При оплате доставки на сайте СДЕК выдает мошеннический сайт, полностью дизайном совпадающим с сайтом транспортной компании, но в названии сайта одна буква изменена.
Как защититься: внимательно смотреть адресную строку сайта, не вводить данные банковской карты на непроверенных сайтах.
❌ Звонок от участкового
Звонят и представляются участковым, называют имя и фамилию, номер участка, голос очень серьезный. Говорят, что в вашу машину кто-то въехал и его вызвали, и тому подобные истории.
Как защититься: участковые и прочие должностные лица вам никогда не будут звонить со своих телефонов, требовать официального обращения от соответствующих органов.
❌ Сообщение в социальных сетях
Взламывают аккаунт и рассылают личные сообщения всем друзьям. Обычно это какая-то трогательная история про болезнь, смерть родственника и просьба занять 5000 рублей до первой заработной платы, просят перевести на указанную карту.
Как защититься: позвонить другу по телефону или написать в других мессенджерах, уточнить информацию. Не переводить денег на неизвестные карты и электронные кошельки. Не публиковать личную информацию (паспортные данные, адрес проживания и другое) в социальных сетях.
❌ Брокеры-мошенники
Брокеры предлагают вам внести 1000 долларов на счет и сверху они добавят свою тысячу бесплатно. Показывают красивый сайт с личным кабинетом, обещают золотые горы, часто (иногда каждый день) звонит персональный менеджер и с азартом рассказывает о перспективах той или иной компании, что вы сможете много заработать. Постоянно просят пополнить счет новыми суммами.
Как защититься: открывать брокерский счет только у брокеров, имеющих лицензию Центрального банка России. Самые крупные - это: Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, Открытие, Финам, БКС.
❌ Звонок о детях
Поступает звонок и говорят, что ваш ребенок попал в ДТП, какую-то трудную ситуацию, ему грозит тюрьма, срочно нужно привезти и отдать деньги, чтобы его спасти.
Как защититься: позвонить ребенку и проверить информацию, никогда не встречаться с незнакомцами, не передавать деньги неизвестным людям.
❌ Выигрыш подарка
Вам пишут в социальных сетях или смс, что вы выиграли подарок, например, дорогостоящий сотовый телефон, и просят оплатить только его доставку.
Как защититься: не переводить деньги, заблокировать аккаунт, с которого пишут, помнить пословицу "бесплатный сыр только в мышеловке".
В общем, мошенники часто стараются вывести людей на сильные эмоции, торопить их, чтобы у них не было времени остановиться, взять паузу и подумать.
Знаете другие примеры? Поделитесь в комментариях!
Больше полезной информации по финансовой грамотности у меня в ТГ-канале
По поводу брокера БКС - только что пропустил из за них замещение еврооблигаций Газпрома 37. Осенью было замещение Газпрома 34 - узнал об этом только благодаря брокеру Альфы, БКС молчал как партизан, пока я закидывал его письмами. В этот раз бумаги были только в БКС - и никто не сказал, что нужно сделать, хотя я три раза писал вопросы в поддержку. В итоге в очередной раз пишу - и мне отвечают - мы вам звонили в январе но не дозвонились. Поди проверь... Ни писем, ни сообщений в вотсапе на эту тему нет, зато рекламный мусор шлют всеми способами - пуш, вотсап... Учитывая то, что в какой-то день у меня пропали эти облигации из портфеля вообще, а потом снова появились, я даже думаю, что может быть мои облигации успешно заместили, и мне сейчас в приложении рисуют что они заморожены, а на самом деле ими активно пользуются... Другого объяснения того, что БКС так явно не хотел отвечать мне на вопросы по замене еврооблигаций на замещающие я не могу придумать...
Интересная ситуация, то есть они так и не ответили официально вам на запросы? Я от них ушла и перешла к другому брокеру, тоже не нравилось обслуживание..