Спам-звонки: что нового в правовом регулировании

Звонки с незнакомых номеров сейчас — это настоящий стресс: ждешь важного обращения по работе, а на другом конце очередной спам. Практически каждый день мы сталкиваемся с такой непрошенной рекламой. Это подтверждается и статистикой: в 2023 году, например, число спам-звонков достигло восьми миллиардов. Существуют сервисы, которые предупреждают о возможном спаме, однако они не всегда справляются. Назойливые обращения по телефону становятся все более изощренными и обходят проверки. Урегулирован ли спам в правовом поле, о чем говорит недавний закон о спам-звонках и поможет ли он его победить — рассмотрим в этой статье.

Спам-звонки: что нового в правовом регулировании

О чем говорит закон

Базово спам-звонки представляют собой рекламу, поэтому и регулируются одноименным законом «О рекламе». Он устанавливает общие требования (достоверность и добросовестность), а также специальные правила отдельных видов рекламы. К последним относятся сообщения, распространяемые по сетям электросвязи. Они регулируются статьей 8 закона о рекламе.

Требования / запреты, содержащиеся в данной статье:

  • Должно быть получено предварительное согласие получателя рекламы.
  • Запрещается использование «роботов» в рекламе: средства автоматического дозванивания и автоматической рассылки.

Рекламные прозвоны часто «выбивают страйк» и нарушают оба требования сразу: как правило, они как раз совершаются без согласия абонента и при использовании технологий, а не реальными людьми («вкалывают роботы, а не человек» ©).

Возникает резонный вопрос: а что дальше? Окей, спам запрещен на законодательном уровне, но легче от этого не становится. Бывает, что спамеры названивают по десятки раз в сутки с разных номеров, особенно если номер несчастного сливается в какую-то базу. Если просто сказать в трубку «извините, вы нарушаете закон о рекламе, прекратите», ничего не произойдет.

Но надежда на улучшение есть. Например, создан сервис, объединяющий ФАС и крупных операторов связи. Абонент, получающий спам-звонки, через этот сервис может подать жалобу на определенный номер. По нему пройдет проверка, и, в случае подтверждения признаков спама, номер будет заблокирован. Проблема только в том, что такие меры являются точечными. Мы жалуемся на один номер, а спамеры переходят на другой.

Самые отчаянные граждане даже пытаются жаловаться на бездействие операторов связи и органов власти по борьбе со спамом. Пример кейса: заявители обратились в суд с иском о бездействии Минцифры. Они обвинили министерство в уклонении от разработки проектов федеральных законов, которые реально боролись бы со спам-звонками. Свое требование они аргументировали тем, что действующие нормы права не обеспечивают защиту абонентов от назойливых звонков. Суд ответил, что внесение изменений в действующее законодательство является правом, а не обязанностью органов государственной власти. Они сами решают, какие законы принимать и когда. Истцы даже дошли до кассации, однако во всех инстанциях им отказали (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2024 № 88а-3810/2024, 2а-510/2023).

Не теряем надежды?

И вот недавно в этом сегменте снова наметились позитивные сдвиги. В интернете опять появились новости о том, что «спам теперь запрещен на законодательном уровне» в связи с недавними поправками в закон. Действительно ли это так и что вообще поменялось?

В начале апреля 2024 года Президент РФ подписал закон об ужесточении штрафов за спам-звонки. Документ заодно повышает ответственность и за недобросовестную (неправильную) рекламу кредитов. В пояснительной записке к законопроекту указано, что ранее не было специальной ответственности за спам. Спамеры должны были отвечать по общей статье о нарушениях закона о рекламе (ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ). Авторы законопроекта считают, что в связи с распространенностью назойливой рекламы необходимо ввести специальную ответственность и повысить штрафы. Ответственность в основном направлена на спам-звонки, но также будет распространяться на любые каналы электросвязи: почта, мессенджеры, социальные сети.

Теперь по новой части статьи (ч. 4.1 статьи 14.3 КоАП РФ) за противозаконные рекламные обзвоны компании будут штрафовать на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей, должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. рублей, а физических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. По общей статье по рекламе штрафы значительно ниже: для компаний — до 500 тыс. рублей, для должностных лиц — до 20 тыс. рублей, для физлиц — до 2 тыс. 500 рублей.

Помимо спам-звонков тем же законом увеличиваются штрафы для банков и микрофинансовых организаций, которые рекламируют кредиты и микрозаймы, но при этом не указывают всю необходимую информацию об услугах. Юрлицам за это нарушение грозит взыскание от 600 тыс. до 1,6 млн рублей, а должностным — от 40 тыс. до 100 тыс. рублей.

Итак, каких-то концептуально новых положений данные изменения не вносят, просто появляется специальная ответственность с повышенными штрафами. Реализация контроля и ответственности пока находится «за скобками».

Как избежать проблем с законом и штрафов

Совет первый: получайте согласие на звонки. Да, конечно, в законе в целом нет понятия «спам». Формулировка звучит совершенно иначе: нарушение требований статьи 18 закона о рекламе. Однако в этой статье есть часть 2, которая говорит о запрете автоматизированной рекламы (что в бытовом понимании и означает спам). И есть и 1-я часть статьи, которую никто не отменял: реклама может быть распространена лишь при условии получения предварительного согласия получателя.

Совет второй: не только получайте согласия, но и храните их. Так у вас будут доказательства в случае возникновения претензий.

Совет третий: вовремя останавливайтесь. Если адресат рекламы обращается к вам с претензией или требованием прекратить рассылки, вы должны немедленно это сделать и исключить его из своих баз.

Совет четвертый: оставьте в покое роботов. Хотя бы на время. «Роботизация» рекламы прямо запрещена законом. Хотя бы минимальное участие человека в рекламных прозвонах или рассылках должно быть обеспечено, иначе иски и штрафы вам обеспечены.

Совет пятый: не надейтесь, что вас не заметят. То, что проработанных механизмов выявления спама сейчас нет, не означает отсутствия повода для беспокойства. В любой момент клиенты или конкуренты могут на вас пожаловаться регулятору. Тогда проверок и ответственности не избежать.

Перспективы борьбы со спам-звонками в правовом поле

Реализация закона оставляет много вопросов. Ни в самом законе, ни в пояснительной записке нет точной информации, как на практике все будет реализовано. До сих пор непонятно, что делать с подменными номерами, как будут выявляться нарушения, как определить реального адресанта неправомерной рекламы, как будет распределяться ответственность и так далее.

Думается, что здесь необходимы комплексные меры: технические, организационные и правовые. Уже идет межведомственное взаимодействие, создаются сервисы и выделяются ресурсы для борьбы со спамом. В дальнейшем была бы полезна такая «коллаборация» как со стороны государства (ФАС, РКН и другие), так и со стороны операторов связи, разработчиков, общественных организаций, граждан и т.д.

Итак, ответственность за «спам» действительно повысилась, но как именно она будет реализована на практике, пока не до конца понятно. Следует ожидать новых технических решений от регулятора и операторов связи. А пока спасение утопающих — дело рук самих утопающих: в случае получения спама можно жаловаться в ФАС или подать жалобу оператору связи через сервис.

Начать дискуссию