Что делать после открытия ТОО в Казахстане
В предыдущей своей статье я рассказывал, как получить РВП в Казахстане на основании открытого ТОО. Этот вариант хорошо подходит тем, кто не хочет искать работу в Казахстане (например, работает на удалёнке на российскую компанию), но легализоваться в новой стране всё же планирует. Находиться нелегально в Казахстане не советую, так как это может повлечь штрафы и даже выдворение из страны. Подробнее можно прочитать тут.
Итак, если вы всё же открыли ТОО (совсем не обязательно это делать в одном из зданий с картинки выше) и даже получили РВП, расслабляться рано, потому что существует ещё ряд обязательных действий.
Сразу оговорюсь, что выбирал вариант с ТОО на упрощёнке и описал в статье его, т. к для данного режима нужно сдавать всего два отчёта в год, и налоги на сотрудника ниже. Следует учесть, что упрощёнка подходит не для любой деятельности.
Шаги после открытия ТОО
1) Получить ЭЦП для своего ТОО в ЦОН. Если разобрались в этих аббревиатурах, вы на полпути к успеху=) А вообще электронная подпись компании нужна будет и для входа на egov. kz от лица компании, и для регистрации сотрудников на кадровом портале Казахстана, и для отправки налогов за своё ТОО, и для подачи налоговой декларации. Получить её можно в ЦОН за 15 минут. При себе надо иметь флешку и справку от открытии ТОО (либо назвать номер БИН). Услуга предоставляется бесплатно.
2) Зарегистрироваться на кадровом портале Казахстана — enbek. kz. Регистрацию можно пройти с помощью ЭЦП для юрлица. На портале нужно перейти в "Мой кабинет" и заполнить данные о компании. Далее нажать на кнопку "Трудовые договоры" и добавить информацию о своих сотрудниках. Если никого не нанимали, то добавить нужно хотя бы себя, потому что у ТОО не могут отсутствовать сотрудники. Информацию о трудовом договоре следует подписать ключом из цифровой подписи для ТОО. Данная операция позволит подтверждать работу в компании Казахстана. К примеру, это может потребоваться для открытия личного счёта в некоторых банках.
3) Открыть в банке счёт для бизнеса. Я выбрал РБК банк (не рекламирую, поскольку за это мне не заплатили), так как мало времени оставалось для уплаты социальных взносов за сотрудника, а сотрудники банка проявили активность. Могу сказать, что открыли быстро, но допускаю, что условия в некоторых банках могут быть выгоднее. Я бы лично смотрел в первую очередь на стоимости обслуживания, открытия и закрытия счёта. В моём случае это играло бОльшую роль, чем комиссии за пополнение и снятие наличных. Для открытия счёта понадобятся следующие документы: загранпаспорт, справку об открытии ТОО, приказ о назначении директора, решение единственного участника о создании ТОО (в последних двух документах должна стоять печать организации).
4) Оплатить социальные взносы. В срок до 25-го числа месяца, следующего за отчётным, нужно уплачивать социальные отчисления за сотрудника с открытого счёта для юрлица. Для этого при открытии счёта следует уточнить у сотрудников банка, как именно входить в онлайн-банк. Желательно сразу узнать, как заводить нужные платежи, но такую информацию мне не сообщили, поэтому пришлось разбираться самостоятельно.
5) Подача налоговой отчётности. Два раза в год — до 15 февраля и до 15 августа следует сдавать отчёты за предыдущее полугодие по форме 910. Это можно сделать в кабинете налогоплательщика, зайдя в него по ЭЦП для ТОО.
За нерезидентов Республики Казахстан, являющимися резидентами стран ЕАЭС и работающих в ТОО Казахстана, полагается перечислять следующие социальные взносы:
- ИПН (индивидуальный подоходный налог) — 10%
- СО (социальные отчисления) — 3.5%
- ОПВ (обязательные пенсионные взносы) — 10%
- ОСМС (обязательное медстрахование) — 3%
- ВОСМС (взносы на медстрахование) — 2%.
Также нужно заплатить налог на доходы (если они были). Ставка — 3% с дохода.
Для тех, кто после прочтения пунктов выше не побежал закрывать ТОО (не хочу расстраивать, но это очень долгий процесс) , приведу практическую часть.
Минимальная зарплата в 2023 году в Казахстане — 70000 тенге. Следовательно, социальные отчисления на каждого сотрудника — 19950 тенге в месяц.
Оплата налогов через онлайн-банк
Для оплаты налогов надо зайти в онлайн-банк или мобильное приложение того банка, в котором вы открывали счёт для бизнеса. Для РБК банка процесс выглядит следующим образом:
В онлайн-банке надо перейти в раздел «Денежные операции" -> "Переводы в тенге". Далее нажать на кнопку "Создать" ->"Перевод со списком».
Теперь надо разобраться с реквизитами получателей платежей. Все реквизиты для оплат можно найти в этом документе. Вот некоторые правила для заполнения платёжных поручений:
- Для оплаты ИПН выбираем тип документа «Заработная плата», затем надо подставить наименование конкретного получателя по вашему району, список представлен тут. Сумма с минимальной зарплаты: 7000 тенге.
- Для оплаты ОСМС и ВОСМС надо выбрать тип документа «Мед. страхование» и подставить далее нужный КНП. Суммы с минимальной зарплаты: 2100 и 1400 тенге соответственно.
- Для оплаты ОПВ надо выбрать тип документа "Пенсионные отчисления", для СО — "Социальные отчисления". Суммы с минимальной зарплаты: 7000 и 2450 тенге соответственно.
- Для ОСМС, ВОСМС, ОПВ, СО нужно в следующем окне выбрать сотрудника, для которого производится платёж.
- После создания каждого из платежей их следует подписать с помощью ЭЦП для юрлица и отправить в банк.
Если вы просрочили платёж (например, оплату социальных отчислений за январь произвели после 25-го февраля), то дополнительно надо будет рассчитать и оплатить пеню по каждому из налогов.