Додо пицца подала иск к Телеграму из-за товарного знака

В апреле компания «Додо Франчайзинг» подала в арбитражный суд иск к Telegram FZ-LLC из-за телеграм-канала @dodopizza и того, что любой пользователь имеет возможность выкупить его на внутренних торгах мессенджера, хотя товарный знак на такое обозначение принадлежит российской компании. Это дело похоже на доменный спор, но интереснее.

БАЗА - СТАТЬЯ 1484 ГК РФ

Размещение (упоминание, написание) товарного знака в доменном имени сайта и при других способах адресации - это один из способов использования товарного знака (пп. 5 п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

Другие способы адресации - это размещение обозначения в домене третьего уровня, а не в основном названии сайта, упоминание знака в адресе интернет-странице, использование обозначений в аккаунтах в соц.сетях.

Всё это означает, что только правообладатель товарного знака вправе использовать свой товарных знак в доменах, ссылках, URL-ах для индивидуализации товаров и услуг, для которых знак зарегистрирован. Если кто-то продаёт те же товары и услуги под доменом или ссылкой с чужим товарным знаком, это считается нарушением и чревато взысканием компенсации.

ТЕЛЕГРАМ-АККАУНТЫ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Из-за новости об иске Додо пиццы мне стало любопытно, судился ли ещё кто-нибудь из-за использования товарного знака в названии телеграм-аккаунта. Таких дел пока крайне мало.

Например, в споре между владельцами цветочных мастерских правообладатель товарного знака “Ботаника” победила. Иск касался использования товарного знака на ресурсах 2-х ответчиков: на сайте и в доменном имени, а также в аккаунтах нескольких социальных сетей, включая мессенджер Телеграмм (слово ботаника было в названии и адресе канала, изображение знака размещалось в самом канале).

Суд принял решение взыскать в пользу правообладателя компенсацию 1 680 000 руб. (с 2-х ответчиков).

В материале РБК про иск Додо Пиццы юрист Игорь Чувствинов привёл в пример спор об использовании товарного знака ProMaterinstvo в названии телеграм-канала ProMaterinstvoM.

Иск касался нескольких аккаунтов в социальных сетях и сайта ответчицы в зоне .RU.

Суд взыскал с ответчицы 100 000 рублей за использование чужого товарного знака на сайте и в нескольких аккаунтах в соцсетях.

Но так в процессе установили, что в телеграм-аккаунте и других соцсетях товарный знак больше не используется, остальная часть решения касалась использования ProMaterinstvo в доменном имени. Суд обязал ответчицу прекратить использование названия ProMaterinstvo в доменном имени путём прекращения делегирования домена (т.е. на домене нельзя ничего разместить из контента).

В этих делах название телеграм-аккаунта было лишь одним из множества других случаев использования товарного знака. И в отличие от практики со спорами по доменным именам, где правообладатель может получить домен нарушителя или заблокировать его (по правилам регистрации доменов), в телеграм-аккаунтами таких процедур нет.

ИСК ДОДО ПИЦЦЫ

Требования компании «Додо Франчайзинг», в отличие от классических дел о защите товарных знаков, адресованы не конкретному юзеру-нарушителю, а к оператору мессенджера Телеграм:

о признании действий ответчика актами недобросовестной конкуренции и

передаче телеграм-канала/юзернейм https://t.me/dodopizza истцу,

об обязании внести изменения в условия использования на https://fragment.com/terms, в соответствии с которым будет запрещено приобретать юзернеймы, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками правообладателей.

В условиях использования аукциона юзернеймов действительно нет положений о товарных знаках, копирайте и интеллектуальных правах.

Но иск подан в Арбитражный суд республики Коми к иностранному лицу без каких-либо активов на территории РФ, поэтому даже при удовлетворении иска, инструментов принуждения Телеграма к каким-либо действиям нет.

Тем не менее, подача такого иска к Telegram FZ-LLC обратила внимание к проблеме отсутствия на платформе процедур разрешения вопросов о правах на товарные знаки по аналогии с правилами в области доменных имён. Одно это имеет шансы спровоцировать положительный эффект в ситуации с товарными знаками в Телеграме.

В любом случае, описанный пробел в правилах Телеграма не помешает вам связаться со мной в этом мессенджере. Если вам нужна консультация по товарному знаку и его защите в интернете, заходите в мой телеграм-канал.

11
Начать дискуссию