Действия COMAC указывают на стремление КНР выйти на мировой рынок
Компания COMAC запросила у Вьетнама разрешение на использование своих самолетов на ее территории, подчеркнув стремление КНР выйти на международный рынок авиации. В 2024-м китайская госкомпания стала осознаннее подходить к маркетингу при взаимодействии с регуляторами и авиаперевозчиками. Так она хочет стать весомым конкурентом для крупнейших производителей самолетов в мире в лице Boeing и Airbus, информирует финансовый эксперт Cauvo Capital Andrey Voevodin.
VietJet с 15 января должна была взять в аренду самолеты C909, которые будут использоваться на паре маршрутов внутри Вьетнама под управлением китайских экипажей из Chengdu Airlines. Этому решению предшествовали длившиеся несколько месяцев переговоры. Но до настоящего времени вьетнамский авиационный регулятор не одобрил сделку, так как эта модель пока сертифицирована лишь в Индонезии и КНР.
СМИ Вьетнама ранее сообщали о сделке, но ничего не говорили о проблемах с ее одобрением, долговременной стратегии VietJet по отношению к авиалайнерам COMAC и ее усилиях для получения одобрения регуляторов. В частности, авиапроизводитель обещал обучение и выгодные финансовые условия. С909 на 90 пассажиров (до конца осени был известен как ARJ21) является первым в КНР авиалайнером с реактивным двигателем, поступившим в коммерческое производство.
COMAC опередила Embraer на вьетнамском рынке
Модель для региональных перелетов не столь популярна, как более современная C919, но даст производителю возможность для укрепления позиций на одном из самых быстрорастущих авиарынков и повышения заметности вне КНР. Также эти действия COMAC станут сигналом для ее соперников. VietJet месяцами обсуждала с иностранными лицами аренду пары E190 от Embraer. Были сведения, что на эти авиалайнеры уже набирают пилотов.
В конце 2024-го переговоры провалились. VietJet хотела использовать изделия COMAC и Embraer, чтобы соединить основные вьетнамские города с архипелагом Кондао, имеющим большое туристическое значение, но непригодным для посадки крупных авиалайнеров. Есть данные, что предложение компанией из Китая условия было очень привлекательно с финансовой точки зрения и «слишком хорошо, чтобы отказываться».
VietJet (входит в число самых крупных бюджетных перевозчиков в азиатском регионе) использует порядка сотни Airbus и примерно 200 авиалайнеров Boeing 737 MAX. Ни одна из причастных к потенциальной сделке сторон не комментировала информацию о ней, сообщает аналитик Andrey Voevodin.