О пользе регламентов в жизни руководителя ИТ разработки
Эта статья будет о наболевшем. О правилах в разработке и что бывает, когда их нет.
Она не совсем про Руководство проектами, она пошире: про руководство командами разработки. Но если вы Руководитель и у вас на проекте разработки ПО есть хотя бы пара разработчиков, вам ее будет полезно прочитать.
Эта статья – часть цикла статей о том, чего не рассказывают на курсах РП, и что в жизни понадобится вам с первого же дня работы: о так называемых софтскиллах РП. Кому это интересно, читайте статьи здесь и заходите в мой ТГ канал «Морковка спереди, морковка сзади».
Правила – это скучно.
Я давно заметил, что, когда набираю новых менеджеров и рассказываю им про регламенты и правила разработки в компании, они очень внимательно слушают, усиленно кивают и вообще – само внимание. А спустя пару недель или месяц, внезапно выясняется, что они не даже не кликнули по ссылке, которую я отправлял в письме. И читают регламенты исключительно из-под палки. Хотя, казалось бы, что там: 5 листов, 30 минут осознанного времени, не более. Почему так?
Когда я был маленький, меня заставляли мыть руки перед едой и я всегда бесился: мне это было незачем, это крало мое время и вообще, не слушаться было гораздо веселее, чем слушаться (что будет, если не послушаться маму??)
Когда я подрос, меня заставляли ходить в школу. Там было скучно, ставили странные оценки за неинтересные знания и надо было соблюдать ровно одно правило: не нарушать так, чтобы родителей не вызвали в школу. Потом был институт, где правило было одно: сдай сессию любой ценой. А потом началась работа, где мне стали платить деньги за сделанные проекты, но внезапно переставали платить за несоблюдение каких-то дурацких (как я тогда думал) правил.
«Для документов есть sharepoint, для формирования проекта надо делать бумажку с названием «Устав», который надо у всех подписать руками, для запуска очевидно необходимых работ надо делать документ с вызывающим зевоту названием «Финансово-Экономическое обоснование»».
А я только начал работать: энергии полно, я хочу перевернуть мир. Я точно знаю, чего хочет заказчик, я обсудил все с лидом разработки, работа кипит, через неделю релиз, мы успеваем и тут… Меня вызывает мой руководитель и ругается: проектный план неактуален, документов по проекту нет, тикетов нет, разработчики делают непойми что. Минус премия. Но за что?? Я же сделал проект? Я же обо всем договорился? Нечестно! «Все, я пойду на hh, буду искать место, где ценят не за бумажки, а за реальные результаты» - думал я. Сейчас я понимаю, насколько это была детская позиция. Но тогда никто не смог внятно объяснить, а зачем все это нужно?
Состояние «Я Художник, Я Так Вижу и плевать мне на ваши правила» я периодически встречаю в нашей айтишной среде до сих пор не только у разработчиков, но и у CEO достаточно крупных компаний. Откуда такое пренебрежение правилами, к теме статьи не относится. Важно зафиксировать, что на правила компании многие склонны класть болт, предпочитая работать без правил.
Зачем нужны правила? Ответ очевиден: для того же, для чего нужны законы в стране. Регламенты вашей компании – те же самые законы в миниатюре. Если их не будет совсем, в вашей компании будет бардак. Если их будет слишком много, ваша компания погрязнет в бюрократии. То есть приходим к моей любимой теме: баланс.
Где же баланс?
Когда компания небольшая, описание процессов необязательно, потому что есть всего несколько человек, которые держат в уме все. Клиентов немного, часть помнишь сам, часть - просто спроси. Договориться с коллегой, как использовать пару разработчиков «на лету» - без проблем.
Потом компания начинает расти и спрашивать надо не одного человека, а нескольких. И кто-то из них обязательно что-то забудет (человек неидеален). А кто-то из них отлично работает с клиентом, зато отвратительно следит за документами и у него бардак с отчетностью. А еще компания растет, приходят новые сотрудники, и их надо обучать. И наконец, все работают удаленно, общаясь через мессенджеры, что автоматически сужает канал коммуникации, увеличивая риски непонимания.
По моему опыту, бардак начинается уже в команде от 5-10 разработчиков. Но владельцы или менеджеры смотрят на это сквозь пальцы: вроде все работает, а то, что менеджер ноет, что надо процесс – так это менеджер рукожоп, управлять не умеет.
Когда команда превышает 20-30 человек, отсутствие регламентов становится критичным и начинается бардак. Бизнес не понимает, где обещанные плановые задачи, менеджер тоже не понимает, а Генеральный, понимая, что все сроки нарушаются, по критичным вопросам сам ходит к разработке, что вносит еще бОльший хаос. Начинаются круги операционного треша, который рождает еще больше треша. И на выходе получаем то, что на картинке.
Обожаю эту картинку. Даже названия не нужно.
Вот тут появляются регламенты - законы компании. Они нужны, чтобы компания могла расти и развиваться, не утопая в операционном бардаке.
Какие регламенты нужны?
Важно помнить о балансе: правила должны быть, но они не должны существенно тормозить работы. Для небольших команд разработки в 5-20 человек достаточно формализовать следующие шаги:
- Поступление новой задачи/проекта: единая точка входа для новых задач, оценка задач, приоритизация задач.
- Планирование задачи/проекта: планирование сроков и ресурсов, их фиксация.
- Выполнение задачи/проекта: это ваш процесс разработки. Он так или иначе есть у всех, но важно следить за его исполнением согласно п2 выше и ограничивать внеплановые задачи.
- Передача в поддержку: проверка достаточности документации, корректности оформления кода и так далее. Все что поможет поддерживать доработки.
Разумеется, регламентов может быть и больше, я говорю о необходимом минимуме, который дальше по мере роста можно масштабировать (к примеру, п1 можно разбить на правила оформления ФТ для бизнеса, правила оценки фич и правила приоритизации беклога и так далее). Главное помнить, что правила должны позволять работать команде с наименьшим количеством конфликтов, выдавая результат в предсказуемые сроки, предоставляя прозрачную отчетность.
Разумеется, из любых правил бывают исключения. Тот же Адзизес, гуру бизнес-консалтинга, говорит, что регламенты могут ограничивать бурный рост компании, когда надо захватывать новые рынки. Но это должны быть именно исключения. А если у вас 50% задач иду вне планов работ, сроки едут и бизнес ругается – наверное, регламенты все-таки нужны 😊
Я не буду далее в этой статье расписывать детально все возможные ветвления процесса разработки и какими регламентами он должен покрываться в зависимости от размера отдела разработки - это материал для отдельного цикла или даже тренинга. Задача этой статьи просто дать понимание начинающим и не очень менеджерам того, зачем существуют регламенты и как с ними жить.
Итого:
Менеджерам, которые снисходительно относятся к регламентам, рекомендую помнить, что, не читая регламенты вашей компании, вы:
- Саботируете работу вашей компании. Потому что эти правила до вас кто-то придумал и согласовал. И, даже если сейчас вам кажется это глупым, они существуют. Как минимум они стоят того, чтобы их прочитать и, если есть вопросы, их задать.
- Подставляете сами себя. Потому что не знание закона не освобождает от ответственности, даже если в остальном вы красавчик и все сдаете в срок.
- Ведете себя по-детски и непрофессионально. Убегают от законов дети. Позиция взрослого человека и профессионала - смотреть, работают правила или нет, и, если нет, менять их.
Поэтому читайте регламенты, уважайте их и помните, что они не идеальны. Возможно, вы сможете что-то изменить, чем упростите жизнь себе, вашей команде, начальству, а заодно заработаете себе медальку, плюс классный опыт изменения мира.
На прощание небольшой тест на зрелость вашу и вашей компании (писать результаты можно прямо в моем ТГ канале по ссылке вначале, а можно на Хабре):
- Уровень 1: есть ли регламенты управления разработкой в вашей компании?
- Уровень 2: читали ли вы их?
- Уровень 3: пробовали ли вы их менять?
- Уровень 4: меняли ли вы их (п.3 и 4 – это не одно и тоже!)
Если есть все четыре – поздравляю, вы круты, вы способны менять мир вокруг себя. Если нет – вот вам шаги, как сделать вашу компанию чуть лучше и вырасти на этом самим.
Как говорится: «Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи вверх, до самых высот!»