ВведениеВ этой статье рассмотрим какие активности бывают в веб-проектах. Для руководителя проекта важно хотя бы поверхностно представлять, что это за активности, иначе есть риск упустить что-то очень важное.Проработка маркетинга сайтаВеб-проект существует не в вакууме. Он делается для конкретной аудитории и решения определенных проблем. Создание продукта "в себе" обычно приводит к тому, что он таковым и остается - никому не нужен, и никто не хочет за него платить.Вам нужно проработать как минимум такие вопросы:Кто есть целевая аудитория?Какая у нее проблема?Решает ли продукт эту проблему?Как достучаться до целевой аудитории?Кто является конкурентами?Чем продукт лучше? Адекватна ли стоимость ценности продукта?Создание ТЗ и бизнес-аналитикаДля веб-проекта надо делать техническое задание (ТЗ).ТЗ делается не чисто для программистов. Оно нужно для того, чтобы было у всех однозначное понимание, что мы создаем.Бизнес-аналитик - это человек, которые понимает тонкости бизнес-потребностей, и может это представить в виде технического описания для разработчиков. Роль такого аналитика может играть подкованный опытный заказчик (по сути уже являющийся бизнес-аналитиком, что бывает нечасто в нашей практике), либо менеджер проекта со стороны исполнителя.Программист в роли автора ТЗ менее подходит, т.к. зачастую возникают проблемы понимания потребностей бизнеса. С другой стороны, когда программист создает ТЗ, он сразу думает, как его реализовать, и где будут подводные камни.РазработкаЭто работа программистов. На основе ТЗ выполняется некая работа. Если проект большой, то может быть множество этапов разработки. Каждый отдельный этап - это отдельное ТЗ и отдельная приемка.С точки зрения заказчика тут важен постоянный промежуточный контроль - некие точки показа текущего функционала на проекте. Если этого не делать, то проект может уехать не туда - т.е. технически все может быть сделано верно, но это не отвечает потребностям бизнеса.ТестированиеТестировщики создают чек-листы или тест-кейсы (более подробный вариант) для проверки, как работает программа. Тестирование бывает ручным и автоматизированным. Ручное тестирование проще делать, но оно более трудозатратное в плане множества повторов тестов.Автоматизированное тестирование нужно кодить. Каждая проверка требует написание кода. При изменениях в программе эти тесты также нужно изменять. Плюс таких тестов - их можно прогонять каждый раз после каких-то правок (снижается стоимость запуска 1 теста).Управление контентомЕсли сайт сделан для привлечения трафика, то на нем должен быть какой-то контент. Это могут быть статьи, картинки видео или возможно товары.Всем этим надо управлять: добавлять, обновлять, следить за метриками, убирать неактуальный контент и т.д. Этим занимается контент-менеджер - через панель управления сайтом он может изменять контент сайта.Создание контентаКонтент кто-то должен создавать. Если это видео, то это процесс съемки и монтажа. Если это статьи, то необходимо привлечь копирайтера (создает новые статьи), рерайтера (переделывает существующие статьи). Если это товары в каталоге, то где-то нужно найти источник для загрузки товаров и обеспечить интеграцию с этим источником.Интеграция с внешними системами и работа с внешними сервисамиСайт обычно работает в некой бизнес-среде. Есть внешние системы, которые обмениваются информацией с сайтом. 1С может быть источником товаров, а также принимать от сайта информацию о заказах. Почтовые и СМС сервисы могут отправлять от имени сайта email и СМС. Службы доставки могут предоставлять информацию для сайта в плане стоимости доставки и оформлять заказ на доставку. Платежные шлюзы помогают сайту принимать средства от посетителей через банковские карты.Все это волшебство должен кто-то реализовать на стороне сайта (программист).Трафик - реклама, поисковая оптимизацияЕсли сайт нацелен на привлечение посетителей с какой-то целью, то нам нужен трафик (поток людей, которые направлены на ваш сайт). Трафик можно получить из разных каналов: реклама, соц сети, поисковая оптимизация, ссылки в чужих статьях и т.д.Каждый канал привлечения трафика подразумевает свои инструменты и требует отдельных специалистов - директолога, SMM специалиста, сеошника и т.д. Начать лучше с большого канала - это SEO (поисковая оптимизация для привлечения трафика из поисковиков).Работа с пользователямиПосетители сайта требуют внимания. У них могут быть вопросы. Они делают заказы, оставляют заявки. На это кто-то должен реагировать. Если подобной активности много, то потребуется целая команда людей, работающих по таким обращениям на сайте.Рабочее место оператора подразумевает свой личный кабинет на сайте с дополнительными возможностями по обработке запросов пользователей.Периодические аудиты сайтаНеобходимо регулярно проводить различные аудиты сайта для своевременного выявления проблем:Яндекс Вебмастер и Google Search Console помогут найти ошибки поисковой оптимизациипроверка быстродействия сайта, нагрузочные тестыаудит работы базы данных сайтатесты безопасностипроверка юзабилити сайта (насколько удобно им пользоваться)проверка текстов сайта.Администрирование сайта и сервераСайт работает на сервере (или хостинге), который также требует обслуживания. Много раз приходилось слышать такую фразу "Ну ведь работало же". Важно понимать, что любому сложному объекту требуется обслуживание. Хотя бы минимальное.Если вы год не заглядывали на сервер, то могут быть следующие проблемы:нет места на дискечто-то зависло на сервере и мешает его работетребуется перезагрузка СУБДсервер накачал кучи обновлений операционной системы, которые необходимо поставитьсервер просто забыли проплатить и его отключил хостер.ЗаключениеПонимание основных активностей дает более широкую перспективу. Вы уже не будете думать в парадигме: "Ну программисты там посмотрят...". Чем глубже руководитель веб-проекта вникает в детали различных активностей, тем меньше неприятных сюрпризов он будет собирать по пути движения веб-проекта.Источник: falconspace.ruВиды деятельности в процессе создания сайта. Ключевые активности веб-проекта