Методика выявления откатов и взяток у снабженцев
Зачем нужен снабженец?
Вроде бы, снабженец - один из основополагающих людей на любом предприятии. Снабженец необходим для обеспечения организации или предприятия всем необходимым материальным ресурсами, комплектующими, сырьем, запасами и инструментами. Он осуществляет закупки нужных товаров, контролирует их качество и объемы, следит за их доставкой и своевременным поступлением на склады. Снабженец также отвечает за оптимальное использование запасов, рациональное их распределение по различным подразделениям организации и обеспечивает бесперебойную работу производственного процесса или организации. Это в идеале, но почему-то найти нормального снабженца тяжело.
На работе ты не гость, утащи хотя бы гвоздь!
Заработная плата специалистов в области снабжения на сайте hh от 40 000 до 150 000 рублей в зависимости от региона. Не знаю, много это или мало, но при этом именно снабженец непосредственно связан с материальными ресурсами предприятия. А, имея доступ к ресурсам предприятия или влияние на процесс совершения сделок, у снабженца возникает соблазн брать откаты с целью получения дополнительной прибыли. Откаты могут также использоваться для получения преимущественного доступа к ресурсам или возможностям, таким, как законные контракты.
Работает – не трогай!
Большинство руководителей не трогает снабженцев, так как боятся навредить текущему процессу. А какие существуют методы и практики контроля и поощрения снабженцев? Кто-то устанавливает KPI, критерии и показатели производительности, и производится регулярная оценка работы снабженцев на основе заранее установленных критериев и показателей производительности. Проводятся регулярные аудиты и проверки. Но откат, штука не подотчетная, а насколько этично их брать, тут дело каждого. И не одна стандартная методика не выявит этот процесс.
Метод наблюдения, метод экспертных оценок, статистический анализ.
Если снабженец ездит на автомобиле дороже, чем у руководителя, отдыхает на дорогих курортах несколько раз в год, говорит ли что он коррупционер? Если снабженца попросить обосновать доход, разве он не найдет 1001 причину, откуда эти блага взялись? А может, это просто зависть руководителя, и человек действительно честный и выполняет свою работу добросовестно, и замена такого человека скажется негативно на предприятии. Да и в целом качественная оценка не работает из-за наличия большого количества субъективных факторов, таких как не приязнь, мнение коллектива, личные качества снабженца.
Методика выявления откатов и взяток у снабженцев:
Снабженец должен каждую сделку фиксировать и наполнять базу поставщиков. У предприятия должна быть открытая для собственного пользования база оперативного управления комплектацией и снабжением. Если снабженец говорит, что он нарабатывал базу поставщиков годами, еще до прихода в компанию, то это признак откатчика. Вся информация на предприятии по поставщикам должна быть доступна любому сотруднику отдела снабжения и руководству.
В связи с этим правило №1. Необходимо формировать базу поставщиков с контактами менеджеров и руководителей.
Снабженец должен проводить конъюнктурный анализ. Если снабженец его не проводит или пытается выделить одного поставщика, то это признак откатчика. Понимание текущего состояния рынка, оценить спрос и предложение на рынке, понять текущие тенденции и перспективы развития отрасли, помогает принимать осознанные решения о закупках и складских запасах. Анализ конъюнктуры также позволяет снабженцу лучше понять потребности клиентов и материализовать эту информацию в своих стратегиях закупок. Конъюнктурный анализ помогает снабженцу предсказывать будущие изменения на рынке, такие как изменение цен, появление новых конкурентов или изменение спроса на товары и услуги. Это позволяет сделать соответствующие корректировки в стратегии снабжения. Анализ конъюнктуры помогает снабженцу более точно определить необходимый уровень запасов. На основе данных о спросе и предложении на рынке можно определить оптимальный баланс между обеспечением наличия товаров для удовлетворения потребностей клиентов и минимизацией издержек, связанных с хранением запасов. Использование конъюнктурного анализа позволяет снабженцу быть более гибким и адаптивным к изменениям на рынке. Это помогает улучшить конкурентоспособность компании, так как она может быстрее и эффективнее реагировать на изменения внешней среды.
Правило №2. Снабженец должен постоянно проводить конъюнктурный анализ по текущим и планируемым заказам.
Цены растут с большой скоростью, на многие товары больше инфляции. В связи с этим снабженец должен проводить аудит и предоставлять отчет о ценах на товары, работы и услуги. Рассуждения снабженца о лучшей цене без коммерческих предложений от потенциальных поставщиков и исполнителей являются признаком слабого снабженца. При этом, как и на любом рынке, снабженец должен провести торг по снижению закупочной цены и отразить это в результате деловой переписки или в системе учета для снабженцев. Если снабженец не торгуется, это плохой снабженец. Разница между рыночной ценой и ценой текущей показывает, насколько эффективно работает снабженец и сколько он сэкономил предприятию.
Правило №3. Снабженец должен показать, насколько он снизил цену заказа.
Если вы хотите, чтобы в вашей компании снабженец был частью команды, руководителю необходимо обеспечить снабженца инструментами. Таким инструментом является мой сервис ARMDL (www.armdl.tech). В сервисе формируется уникальная база поставщиков для вашего предприятия, проводится конъюнктурный анализ рынка и моментально рассчитывается себестоимость заказа с мониторингом цен на товары и услуги. Записывайтесь на бесплатный урок по работе в сервисе https://forms.yandex.ru/u/64366ec8068ff0020fdf0d9b/ и получите месяц бесплатного пользования сервисом в подарок.