Почему родители не дают детям выбрать профессию?
Странные всё-таки мы, родители... Были детьми - спорили с родителями и обещали себе, что никогда не будем поступать так со своими отпрысками.
Прошло время, появились дети... И мы как будто забыли свое обещание. Нет, мы не стали согласны с нашими родителями в методах воспитания, но и своих не придумали. Нет-нет, да и прибегаем к способам, которые к нам применялись в детстве.
А всё почему? Не хотим? Да нет, хотим. Просто не умеем. Делаем, как помним (а что, я же вырос, и ничего) или абсолютно противоположно (меня заставляли, а я не буду заставлять своего ребёнка вообще ничего делать).
Я не буду здесь углубляться в психологию детско-родительских отношений и методы гуманной педагогики.
Хочу остановиться только на выборе профессии. Вернитесь мысленно на 20-25 лет назад, в 9-11 классы вашей школьной жизни. Как вы (а точнее, вам) выбирали будущую профессию? (Подчеркните нужное)
- Родители выбрали учебное заведение, потому что там в ректорате (деканате) знакомые.
- Родители выбрали профессию исходя из "семейных традиций" (мы все стоматологи или учителя, или архитекторы).
- Родители выбрали учебное заведение, потому что там учится сын тети Гали, он присмотрит.
- Пошел в этот ВУЗ, колледж, потому что только туда смог поступить (или хватило денег на оплату обучения).
- Выбрал модное тогда направление (юрист, менеджер, экономист).
Всё. 98% взрослых сейчас людей обязательно найдут свой вариант из предложенных. "Ну и что? Работаем же, живём", - махнут рукой скептики. Ну работаете, ну живёте. Вспомните, как учились - с интересом? Работать пришли - прям кайфовали (и до сих пор, конечно, свою работу любите). Именно поэтому статистика говорит о том, что более 77% недовольны своей работой, более 60% не работают по полученной профессии и более 50% каждый год хотят сменить работу....
И у ваших детей так будет! Если они будут выбирать из того списка...
Неверно выбранная профессия - это неинтересная учеба (отсюда низкое качество знаний, мы с удовольствием изучаем лишь то, что интересно), потраченное время (потом всё равно переучиваться - сразу или через 5 лет), потраченные деньги (на диплом, который никогда не пригодится).
Ну это ТОГДА не было возможности осознанного выбора профессии или поступления, куда хочется. Но сейчас-то это всё есть!!!! Так дайте детям ВЫБРАТЬ профессию, а не согласиться с вашим, родители, мнением.
Лучше учите детей ответственности. Не угрожайте (без вуза максимум дворником будешь), а приучайте к ответственности за свой выбор. Им жить потом БЕЗ ВАС и вашего мнения. Не сможете вы везде всё решать за ребёнка. А то такие - выбрали ему профессию, "засунули" в учебное заведение ВЫ, а работать потом ЕМУ, нравится или нет. Интересненько.
Хочет быть блогером? Не беда. Дайте возможность попробовать и поставьте дедлайн. Хочет быть IT-шником, помогите с курсами (например, на условиях оплаты 50/50), аргументируйте, что такие специалисты сами ищут клиентов и деньги на стартапы. Дайте возможность ошибиться и сделать выводы из ошибки, не гнобите "а я же говорил(а)", а помогите "Ок, не получилось. Почему? Что дальше делать?"
Отправьте ребёнка в работу с профориентологом. Чужих людей, специалистов дети слушают с бОльшим доверием (к сожалению), ну и плюс профориентолог точно знает, как помочь найти своё призвание, первую специальность, сферу... И у профориентолога нет субъективного мнения на счёт вашего дитя.
Это не пустая трата денег вот это как раз и есть реальная помощь ребёнку, вклад в его будущее, демонстрация доверия к выбору подростка, укрепление детско-родительских отношений.
Когда там уже надо это ваше профориентирование?
- 8 класс - первое полугодие 9 класса для тех, кто точно уйдёт после 9 класса или будет выбирать профиль на 10-11 классы.
- 9-10 классы для тех, кто учится до 11 класса.
- 11 класс и 1-2 курсы тоже еще не поздно.
- 3 курс для тех, кто хочет перевестись,
- 4-5 курс и после выпуска если точно поняли, что вообще не там учились...
- Работающие люди - бессрочно, лучше поздно, чем никогда!
Профориентирую онлайн. Подробности и отзывы тут.