Все уйдут, а они останутся: чем заменить популярные аналитические инструменты
На фоне глобальных геополитических процессов многие зарубежные компании стали приостанавливать свою работу в стране. Это коснулось и популярных IT-инструментов аналитики, которыми привыкла пользоваться вся индустрия.
Чтобы сохранить бизнес-процессы, которые создавались и совершенствовались годами, эти проблемы приходится решать очень быстро. Какие альтернативы известным инструментам существуют, рассказывают Head of Analytics диджитал-агентства Риалвеб Леонид Енов и старший аналитик Риалвеб Дамир Тулегенов.
Что происходит
Это может показаться необоснованно мрачным прогнозом, но есть риск полноценного выхода из страны даже таких гигантов, как Google. Из-за блокировки SWIFT невозможно оплатить Google Workspace просто картой, и Google уже уведомил своих реселлеров о том, что новые подписки Google Workspace и Cloud в России и Белоруссии больше не создаются.
Кроме этого, существует проблема колебания курса рубля, и даже если оплата каких-то сервисов станет возможной, эти расходы для российских компаний значительно возрастут.
Особенно это касается инструментов аналитики, часть из которых возможно заменить практически без потерь, но где-то найти полнофункциональную замену будет тяжело.
Ищем альтернативы
Google Analytics –> Яндекс Метрика
Здесь ничего неожиданного: Яндекс Метрика — самый популярный инструмент веб-аналитики в России и третий по популярности в Европе.
Плюсы:
Независимость от зарубежных технологий
Интеграция с рекламными и коллтрекинг-инструментами
Простота в использовании
- Сырые данные и интеграция с ClickHouse
Минусы:
Только бесплатная версия, что означает отсутствие SLA
Сложности с высоконагруженными сайтами
- Пока нет альтернативы для GA4
Google Campaign Manager 360 –> Weborama
Плюсы:
Инфраструктура на Яндекс Облаке
- Функционал сравним с Campaign Manager 360 (сырые данные, пользовательские параметры, API)
Минусы:
Стоимость сравнительно выше, чем у конкурентов
- Есть некоторый риск в том, что техническая инфраструктура находится в России, но сама компания французская
Google Tag Manager –> Matomo Tag Manager
Из аналитических инструментов на базе open-source Matomo — самый популярный.
Включает в себя как системы аналитики по типу GA, так и инструмент для управления аналитическими и рекламными скриптами на сайте.
Плюсы:
Бесплатный
Самый протестированный из open-source аналогов
- Логика настройки похожа на GTM
Минусы:
Необходимы собственные или облачные мощности под хостинг, управление нагрузкой, поддержку и так далее
- Многие настройки придется проводить заново из-за отсутствия бесшовного перехода с GTM
Зарубежные BI –> Yandex DataLens
YDL — один из инструментов Яндекс Облака и поэтому особенно удобен для тех, кто переходит на экосистему Яндекса.
Плюсы:
Простота, низкий порог входа
- Нативные интеграции с ЯМ и СН
Минусы:
Нет возможности построения моделей данных внутри BI
Ограниченные возможности преобразования данных
Небольшой набор визуальных элементов
Google BigQuery –> ClickHouse
Плюсы:
Объём потребляемых данных меньше, чем у Google BigQuery, благодаря более эффективному методу сжатия и хранения данных
- «Нативная» интеграция с AppMetrica
Минусы:
Отсутствует красивый нативный GUI (даже в Я.облаке)
Непривычность синтаксиса для тех, кто работал только с BQ
Менее развитый функционал по сравнению с BQ
Неполная поддержка оконных функций и плохая документация
- Сложнее развертывать и мониторить через Яндекс Облако
Итог
Чтобы не потеряться на нашем общем пути миграции, мы призываем вас делится своими практиками и опытом применения различных независимых инструментов и комплексных решений в комментариях.
Главное — не переставать искать новые возможности.