Microsoft: бизнес-модель и SWOT-анализ
Microsoft – одна из самых известных и успешных технологических компаний во всем мире – так же, как и ее основатель Билл Гейтс. Однако с момента основания, более 45 лет назад, бизнес-модель Microsoft менялась на протяжении многих лет. Давайте разберемся, как развивался бизнес третьей по величине компании в США.
Краткая история Microsoft
Компания Microsoft была создана в 1975 году Биллом Гейтсом и его другом Полом Алленом. Компьютеры были совсем не похожи на те, что мы знаем сегодня, а Интернет представлял собой странную сеть, ограниченную в основном академическими институтами. Но Гейтс и Аллен решили создать что-то вроде операционной системы для Altair 8800, первого "персонального компьютера". Несколько лет спустя MS-DOS станет обычной операционной системой для компьютеров. Но переломным моментом стало появление на рынке операционной системы Windows с ее инновационным интерфейсом.
В 1986 г. Microsoft вышла на фондовый рынок, заработав таким образом деньги для создания своей империи операционных систем для ПК. Сегодня, помимо них, в линейку Microsoft входят Microsoft Office, Azure (облако и искусственный интеллект), Xbox Games, LinkedIn, GitHub, приложения для повышения производительности, инструменты управления, браузеры и многое другое. В 2020 году Гейтс вышел из состава совета директоров, чтобы уделять больше времени благотворительным проектам.
Что такое бизнес-модель Microsoft?
Поскольку компания Майкрософт предоставляет системы и программное обеспечение как для развлечений, так и для бизнеса, ее основные операции связаны с продажей, распространением и поддержкой этих решений. Но на самом деле бизнес-модель компании включает в себя несколько видов деятельности, необходимых для поддержания всех продуктов и услуг, в том числе:
- Бритва и лезвие. Приложения, программное обеспечение и игры Xbox работают специально для каждой операционной системы и не запускаются в разных;
- "Привязывание" клиентов. Из-за высоких затрат на переключение клиенты продолжают использовать программное обеспечение и приложения Microsoft;
- Freemium. Например, LinkedIn является бесплатной деловой социальной сетью, но некоторые ресурсы доступны только премиум-подписчикам;
- Подписка. Помимо LinkedIn, Microsoft применяет эту бизнес-модель в Office 365, облачных сервисах и т.д;
- Скрытые доходы (рекламная модель). Например, и LinkedIn, и Bing (поисковая система Microsoft) показывают пользователям рекламу на своих платформах;
- Брендинг ингредиентов. Несмотря на то, что Microsoft только встраивается в компьютеры, ее торговые марки рекламируются в продуктах.
Кто владеет Microsoft
Компания Microsoft и сегодня принадлежит Биллу Гейтсу. В то время как Сатья Наделла является председателем совета директоров и генеральным директором, а Брэд Смит – президентом (и вице-председателем), Гейтс занимает должность технического советника компании.
Миссия Microsoft
Миссия Майкрософт сформулирована следующим образом:
"Расширение возможностей каждого человека и каждой организации на планете для достижения большего".
Как Microsoft зарабатывает деньги
Майкрософт зарабатывает деньги за счет трех основных сегментов бизнеса:
- Продажа лицензий на сервисы и приложения нацеленные на повышение производительности и улучшение бизнес-процессов. Этот сегмент включает в себя продукты и услуги, разработанные для повышения производительности труда и работы с информацией, и составляет около трети доходов Microsoft. Его флагманом является пакет программ Microsoft Office. Кроме того, в сегмент входят профессиональная социальная сеть LinkedIn и облачные решения Dynamics для бизнес-приложений, таких как ERP или CRM.
- Облачные решения. Другую треть доходов Microsoft составляют публичные, частные и гибридные облачные сервисы, такие как Microsoft SQL Server, Windows Server и Azure. Кроме того, существуют корпоративные услуги, такие как Microsoft Consulting, помогающие заказчикам планировать и внедрять продукты Microsoft.
- Персональные устройства клиентов. Последняя треть включает в себя продукты и услуги, созданные для улучшения работы пользователей. Основным примером является, конечно, Windows с лицензиями в устройствах. Среди других решений – игры и консоли Xbox, реклама в поисковой системе Bing, продажа устройств и ПК.
Риски в бизнес-модели Microsoft
- Конкуренция. Microsoft сталкивается с сильными конкурентами, имеющими самые разнообразные бизнес-модели. Некоторые из них предоставляют пользователям бесплатные приложения и/или контент и зарабатывают на рекламе. Другие распространяют программное обеспечение с открытым исходным кодом за небольшую плату или вообще бесплатно, и эти продукты очень похожи на продукты Microsoft;
- Облачные вычисления. Microsoft приходится нести большие затраты на создание и поддержание всей инфраструктуры для поддержки своих услуг облачных вычислений, а также стремиться занять достаточную долю рынка, чтобы достичь прибыльного масштаба. И все это на фоне таких брендов, как Amazon и Google.
Канва бизнес-модели Microsoft
Рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Майкрософт:
[1] Потребительские сегменты Microsoft
Клиентские сегменты Майкрософт включают в себя:
- B2B. Коммерческие и корпоративные клиенты. Управление серверами, ИТ-поддержка, консалтинговые услуги, например, помимо обычных инструментов и решений, таких как облачные вычисления, Office и Skype;
- B2C. Физические лица. Решениями компании (Office, Outlook, Skype, облако и т.д.), а также платформы для мобильных телефонов и видеоигр могут использовать физические лица в персональных целях;
- B2B. Рекламные агентства и крупные бренды. Реклама на портале MSN и в поисковой системе Bing.
- B2B. Разработчики серверов. Набор средств разработки.
[2] Ценностные предложения и преимущества Microsoft
Ценностные предложения Майкрософт состоят из:
- Надежный лидер рынка, предоставляющий программные решения, многие из которых предоставляются бесплатно;
- Совместимые приложения и программное обеспечение на многих платформах, от телефонов до компьютеров;
- Надежный источник экспертизы для консалтинга и большая база пользователей для рекламодателей.
[3] Каналы сбыта Microsoft
Каналы сбыта Майкрософт включают в себя:
- Портал MSN. MSN – крупный интернет-провайдер и веб-портал, созданные компанией Microsoft и начавшие работу 24 августа 1995 года. Название «MSN» затем было распространено на сервис электронной почты Hotmail, клиент службы мгновенных сообщений MSN Messenger, а также на ряд веб-узлов, поддерживаемых Microsoft
- Приложения для настольных компьютеров, iOS и Google Play;
- Отдел продаж и маркетинга
[4] Взаимоотношения с клиентами
Отношения с клиентами Майкрософт выстраивает через:
Самообслуживание. Программные и аппаратные продукты относятся к категории самообслуживания, поэтому они не требуют личного взаимодействия с клиентами / персоналом;
- Служба поддержки корпоративных клиентов. Корпоративные продукты и услуги, консалтинг, поддержка и реклама требуют личной помощи со стороны команды и представителей Microsoft;
- Профили социальных сетей. Для непосредственного взаимодействия с конечными потребителями используются профили социальных сетей (например, Facebook и Twitter).
[5] Потоки поступления доходов Microsoft
Потоки доходов Майкрософт включают в себя:
- Продажа лицензии на сервисы и приложения нацеленные на повышение производительности и улучшение бизнес-процессов;
- Облачные решения для B2B и B2C сегментов;
- Персональные устройства клиентов.
[6] Ключевые ресурсы Microsoft
Ключевые ресурсы Майкрософт состоят из:
- Интеллектуальная собственность;
- Собственная технология;
- Центры обработки данных;
- Серверы;
- Управление персоналом;
- Личный бренд основателя (Билл Гейтс).
[7] Ключевые виды деятельности Microsoft
Основные направления деятельности Майкрософт включают в себя:
- Разработка, лицензирование и поддержка программных продуктов и услуг;
- Разработка и продажа аппаратных продуктов;
- Предоставление решений в области интернет-рекламы;
- Предоставление услуг в области ИТ-консалтинга и поддержки.
[8] Ключевые партнеры Microsoft
В число ключевых партнеров Майкрософт входят:
- Компании, предоставляющие услуги по разработке приложений, аналитике данных, управлению данными, цифровой рекламе, дистрибуции, интернет-хостингу, производству, маркетингу, системной интеграции, телекоммуникациям и т.д.;
- Реселлеры и независимые поставщики программного обеспечения.
[9] Структура издержек Microsoft
Структура затрат компании Майкрософт состоит из:
- R&D (Исследования и разработки – НИОКР);
- Управление персоналом;
- Обслуживание и обеспечение безопасности центров обработки данных и серверов;
- Маркетинг;
- Продажи;
- Офисные и общехозяйственные расходы.
Конкуренты Microsoft
- Apple. Компания Стива Джобса конкурирует с Microsoft со старых добрых времен. Они конкурируют не только аппаратными средствами – компьютерами, планшетами и смартфонами, но и программным обеспечением (операционными системами). Это вечное соперничество между Windows и macOS;
- Google. Основная компания Alphabet конкурирует с Microsoft и в области аппаратного обеспечения – так, Chromebook конкурирует с Dell, Acer, Lenovo, LG, Sony и другими многочисленными производителями ноутбуков. В области программного обеспечения Google Chrome победил Internet Explorer с «нулевого дня» создания Хром. Теперь, с появлением Microsoft Edge, это уже совсем другая битва;
- IBM. Конкуренция с IBM, транснациональной технологической корпорацией, обусловлена тем, что они оба производят и продают компьютерное оборудование и программное обеспечение. Хотя за прошедшие годы появилось и исчезло множество партнерств, что делает IBM косвенным конкурентом, официально они оба занимают один и тот же рынок;
- Oracle. Корпорация Oracle – специализируется на компьютерных технологиях и разработкой программного обеспечения, в том числе облачных систем, программ управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и т.д., что делает ее еще одним косвенным конкурентом Microsoft.
Подробнее о бизнес-модели Aple смотри тут.
SWOT-анализ компании Microsoft
Ниже приводится подробный swot-анализ компании Microsoft:
(1) Сильные стороны Microsoft
- Office 365. Инструменты и сервисы Microsoft Office, безусловно, являются одним из самых известных на рынке программных продуктов для повышения производительности труда и являются одним из флагманов компании Microsoft;
- Windows. Еще один флагман Microsoft, Windows – это просто самая используемая операционная система на планете, на подавляющем большинстве компьютеров во всем мире используется именно она.
(2) Слабые стороны Microsoft
- Необходимость получения лицензии. Для использования приложений Microsoft Office требуется лицензия, особенно когда речь идет о компаниях, использующих их для совместной работы своих сотрудников. К тому же цена ее достаточно высока;
- Немодифицируемые возможности. Большинство функций не могут быть модифицированы, что вынуждает пользователя искать новые альтернативы для удовлетворения своих потребностей;
- Несовместимость. Часто инструменты Microsoft Office оказываются несовместимыми с предыдущими версиями программного обеспечения, включая не только старые версии Windows, но и macOS.
(3) Возможности Microsoft
- Учебные курсы. Microsoft всегда может предложить клиентам в любой точке мира учебные курсы основанные на собственном программном обеспечении и приложениях;
- Рекламные пакеты. Для своих программных приложений и операционных систем Microsoft может предлагать пробные и рекламные пакеты, особенно для предприятий и крупных компаний.
(4) Угрозы Microsoft
- Конкуренция. Компания сталкивается с сильной конкуренцией в нескольких областях технологий, причем конкурентное давление испытывают и другие крупнейшие компании отрасли, такие как Google, Apple, IBM и Oracle;
- Бесплатные аналогичные приложения. Конкуренцию составляют и небольшие разработчики, которые часто создают приложения, аналогичные, например, Microsoft Word или OneNote, и предлагают их бесплатно в магазинах для таких платформ, как iOS, Android, macOS и сама Windows.
Заключение
О дальнейших шагах Microsoft можно судить по ее плану приобретений. Среди наиболее важных и недавних – LinkedIn и GitHub, и это лишь некоторые из них.
Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.
В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)
Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.
#бизнесмодели, #бизнес_модели, #businessmodels, #swotанализ, #microsoft, #майкрософт