Uber: бизнес-модель и SWOT-анализ
Uber – это технологическая платформа, которая произвела революцию в сфере городских перевозок и доставила немало головной боли водителям такси и таксопаркам. В двух словах, это приложение, которое соединяет водителей с пользователями, нуждающимися в поездке, используя в качестве инструмента смартфон.
Бизнес-модель Uber также известна как многосторонняя платформенная бизнес-модель, поскольку она связывает водителей (предложение) и пассажиров (спрос), чтобы предложить более дешевый транспорт и дополнительный источник дохода. По словам Дары Хосровшахи, генерального директора Uber, «на долю Uber приходится менее 1% всех пройденных миль в мире. Лишь небольшой процент людей в странах, где есть Uber, когда-либо пользовались нашими услугами».
Краткая история Uber
История Uber началась в 2008 году в Париже. Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп участвовали в ежегодной технологической конференции (LeWeb) в этом городе, и однажды вечером во время конференции они просто не смогли поймать такси, и им пришла в голову мысль о том, как было бы, если бы люди могли просто попросить такси через смартфон.
Кэмп продолжал думать об этом и, вернувшись в Сан-Франциско, купил домен UberCab.com. В 2009 году Кэмп был генеральным директором StumbleUpon, стартапа, который он двумя годами ранее продал eBay за 75 млн. долл.
Начиная с 2009 года Uber привлекала венчурных инвесторов, в 2010 году состоялся официальный запуск UberCab. Компания быстро росла. В 2011 году компания вышла на международный рынок – разумеется, в Париже. В 2015 году Убер стал самым дорогим стартапом в мире (51 млрд долл.).
В настоящее время, за более чем десятилетний период своего существования, компания Uber работает более чем в 900 городах мира и оценивается более чем в 70 млрд. долл. Давайте разберемся в бизнес-модели этого инновационного гиганта городского транспорта, позволяющего получить транспортное средство в пределах досягаемости одного щелчка мыши.
Кто собственник Uber
Основные акционеры Убер:
- Morgan Stanley Investment Management, 8.22% акций;
- The Vanguard Group, Inc., 5.54% акций;
- Fidelity Management & Research Company (FMR Co.), 5.40% акций;
- Blackrock, Inc., 4.12% акций;
- Garrett Camp, 3.37% акций;
- Public Investment Fund, 3.65% акций.
Миссия Uber
"Мы зажигаем возможности, приводя мир в движение".
Как Uber зарабатывает деньги
- Комиссия. Бизнес-модель Uber основана на комиссионном вознаграждении, которое, соответственно, является источником дохода. Общая стоимость каждой поездки включает в себя оплату водителя, сборы, налоги и комиссию компании. Как правило, водитель получает от 75% до 80% стоимости, а остальное остается в Uber. Но при этом комиссия может достигать около 50%, если речь идет о коротком периоде, за счет сборов и минимального тарифа.
- Рекламные партнерства. Uber также зарабатывает на рекламных партнерствах. Это маркетинговые кампании, которые проводятся через приложение и несколько раз во время самой поездки (например, BMW 7 Series предлагал бесплатные поездки на своем новом автомобиле для его рекламы).
- Сервис по доставке еды (Uber Eats). Пожалуй, самым известным из них, особенно в период социальной изоляции в связи с пандемией Ковид-19, является Uber Eats. Это сервис доставки еды, имеющий ту же характеристику, что и транспортное приложение – соединение ресторанов с потребителями через онлайн-платформу, предоставление услуги доставки через партнеров-доставщиков. Потоков дохода в данном случае три: реклама, плата за доставку и процент от выручки ресторанов. Все эти величины и процентные соотношения зависят от места, где осуществляется деятельность.
Канва бизнес-модели Uber
Ниже представлено описание бизнес-модели Убер:
[1] Потребительские сегменты Uber
В целом у Uber есть два сегмента клиентов:
- Пассажиры (кому нужно добраться до точки назначения)
- Собственники машин (Водители), те кто зарабатывает профессионально на извозе или кто нуждаются в дополнительных деньгах.
[2] Ценностные предложения и преимущества Uber
Ценностные предложения и преимущества Убер:
- Для пассажиров – удобство, заключающееся в том, что не нужно искать такси – машина сама приезжает к вам. Автомобили доступны круглосуточно, и их маршрут можно отследить. Кроме того, стоимость проезда, как правило, ниже, чем у таксистов, и водитель может оценить, сколько будет стоить поездка, еще до того, как позвонит водителю.
- Для водителей – источник дохода (основного или дополнительного), работа, не требующая опыта и с гибким графиком. Кроме того, не стоит забывать, что пассажир сообщает пункт назначения в приложении, что позволяет избежать недоразумений, когда речь идет о людях, не говорящих на одном языке, что является положительным моментом для обеих сторон.
[3] Каналы сбыта Uber
Каналы сбыта Убер:
- Сайт;
- "Сарафанное радио";
- Социальные сети;
- Магазины приложений, в которых пассажиры и водители загружают приложения Uber.
[4] Взаимоотношения Uber с клиентами
Взаимоотношения Убер с клиентами участвуют три стороны: клиент, водитель и регулирующие органы. Uber ориентируется в первую очередь на клиента. Если у компании нет доверия к конечному потребителю, то ей незачем создавать отношения с двумя другими сторонами. Здесь важна прозрачность в отношении времени и цен, а также уверенность в безопасности и конфиденциальности.
Вторым по величине клиентом Uber является водитель. Поскольку водитель не является сотрудником Uber, а его автомобиль не является собственностью Uber, компания должна предложить ему привлекательные условия работы и оплаты, чтобы сохранить свой бизнес.
Что касается регулирующих органов, то Uber стремится к соблюдению закона и ответственности.
В целом взаимоотношения Uber с клиентами строятся на:
- Автоматизированное обслуживание клиентов;
- Поддержка пассажиров, водитлей;
[5] Потоки поступления доходов Uber
Потоки поступления доходов Убер состоят:
- Доля (%) на одну поездку
- Uber Eats: реклама, плата за доставку и процент от выручки ресторанов.
[6] Ключевые ресурсы Uber
Компания Uber обладает двумя ключевыми ресурсами:
- Платформа, соединяющая водителей и пассажиров, причем основное внимание уделяется постоянному совершенствованию ее ресурсов и алгоритмов,
- Бренд Uber, который используется во всех городах присутствия компании.
[7] Ключевые виды деятельности Uber
Двумя основными направлениями деятельности Uber являются:
- Разработка и поддержка приложения (и его алгоритмов);
- Поддержание и улучшение взаимодействия между пассажирами и водителями. Для того чтобы эти виды деятельности работали, к ним также относятся маркетинг, коммуникация между сторонами, обслуживание клиентов и т.д.
[8] Ключевые партнеры Uber
Важнейшим ключевым партнером Uber является:
- Водитель, без которого компания не доезжает до конечного потребителя, не реализует свои ценностные предложения и, соответственно, не получает доход. Они представляют собой звено цепи поставок.
- Инвесторы, которые позволяют компании развиваться и выходить на другие уровни эффективности. Они приносят начальные раунды финансирования для разработки приложения, алгоритмов и новых предложений, таких как автомобили без водителя. Разумеется, эти доходы используются и для других расходов.
- Поставщики технологий, среди которых системы GPS, оплаты, связи, облачного хранения и анализа данных.
[9] Структура издержек Uber
Структура затрат Uber включает в себя расходы на:
- Поддержание платформы;
- Маркетинг для привлечения новых клиентов (Customer Acquisition Costs – CAC);
- Юридические расходы;
- Плата за обслуживание кредитных карт;
- Страхование;
- R&D (Исследования и разработки – НИОКР);
- Поддержка клиентов.
Конкуренты Uber
- Lyft. Lyft – это основной конкурент. Основанная в 2012 году, компания предоставляет услуги по всей территории США и более чем в 220 городах, обеспечивая 18,5 млрд. поездок в месяц. Компания вышла на биржу с оценкой 24 млрд долл;
- Curb. Curb – принадлежит компании VeriFoneSystems и использует для работы ее системы и автоматы по приему кредитных карт. Запущенная в 2015 году, компания Curb управляет большинством зеленых и желтых такси Нью-Йорка и планирует охватить все крупные города США;
- DidiChuxing. DidiChuxing – запущенная в 2009 году и уже ставшая одной из крупнейших компаний в Китае, компания предлагает через свое приложение такие услуги, как DiDi Chauffeur, Didi Test Drive, такси-хайлинг, DiDi Minibus и DiDi Private Car Rental. В 2015 году объем поездок компании достиг 1,4 млрд, а в 2016 году ее стоимость оценивалась в 28 млрд долл;
- OlaCabs. OlaCabs – компания начала свою деятельность в Мумбаи в 2010 году как онлайн-агрегатор такси. Сейчас сеть охватывает Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, а ее стоимость в 2015 году превысила 5 млрд долл. В настоящее время Ola занимает более 60% рынка в Индии;
- Grab. Grab – основанная в 2011 году в Сингапуре, компания также предлагает свои услуги на Филиппинах, в Индонезии, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме и Малайзии. В конце 2016 года компания Grab представила в своем приложении сервис обмена сообщениями с возможностью перевода на другие языки, что позволило преодолеть этот барьер в Азии;
- Cabify. Компания Cabify, запущенная в 2011 году в Испании, считается самой надежной в отрасли: современные автомобили, опытные водители, гео-трекинг. Компания работает в Испании, Мексике, Чили, Бразилии, Перу, Аргентине, Португалии и других странах;
- Яндекс Такси. Яндекс Такси – российская компания, предоставляющая услуги совместного использования транспортных средств и доставки еды на Ближнем Востоке, в России, Восточной Европе и Африке, является одним из мировых лидеров в области разработки самоуправляемых автомобилей. К концу 2018 года компания выполнила 1 млрд поездок, которые осуществляли более 700 тыс. водителей;
- Местные такси. В каждом крупном городе мира есть места стоянки такси, как правило, вблизи вокзалов, терминалов, аэропортов и гостиниц. Преимущество такси заключается в возможности договариваться о цене непосредственно с клиентами.
SWOT-анализ компании Uber
Ниже приведен подробный SWOT-анализ компании Uber:
(1) Сильные стороны Uber
- Глобальный охват. Uber – компания мирового масштаба, что делает ее самым узнаваемым брендом в отрасли, поскольку она работает в 85 странах;
- Удобство. Uber доступен любому человеку, имеющему подключение к Интернету и смартфон. Приложение удобно в использовании, позволяет взаимодействовать с водителями, предоставляет несколько способов оплаты и обычно дешевле, чем обычное такси;
- Ценообразование. Компания использует множество переменных для определения стоимости поездки, что также дает дополнительные преимущества водителям;
- Операционная структура. У Uber нет сотрудников, что позволяет компании вкладывать гораздо больше средств в бизнес и НИОКР;
- Бренд. Uber имеет самый широкий охват в отрасли, он был запущен первым, а также пользовался большим вниманием со стороны СМИ.
(2) Слабые стороны Uber
- Судебные иски. Компания Uber была вовлечена в многочисленные судебные процессы, которые негативно сказывались на ее имидже и репутации;
- Вопросы регулирования и законодательства. Компания имеет историю проблем с государственными органами по вопросам регулирования и законодательства в сфере такси;
- Устойчивое развитие. Uber не имеет внутренней политики, направленной на минимизацию воздействия на окружающую среду;
- Прозрачность. Отсутствие прозрачности заставляет задуматься о том, вкладывают ли Убер средства в научные исследования и разработки;
- Безопасность. Как любой другой транспорт, пассажиры Uber подвержены ограблениям, злоупотреблениям и другим проблемам, связанным с безопасностью;
- Интернет-зависимость. В своей работе она опирается на Интернет и смартфоны, однако большинство развивающихся стран по-прежнему испытывают трудности в этих вопросах.
(3) Возможности Uber
- Экспансия. У Uber есть огромные возможности для экспансии на новые рынки по всей планете;
- Диверсификация. Компания уже добавила к своим услугам доставку еды, но она еще может разнообразить свой бизнес и предложения, в частности, сконцентрировавшись, например, на категориях перевозок;
- Количество водителей. Независимо от того, является ли это следствием экономического кризиса или нет, компании удалось привлечь большое количество водителей. Это увеличивает предложение на автомобили, что радует потребителей, а значит, увеличивает число постоянных пользователей.
(4) Угрозы Uber
- Конкуренция. Высокий уровень и растущее число конкурентов могут поставить под угрозу экспансию Uber, что затруднит запланированный рост компании;
- Низкие тарифы, влияющие на маржу. Uber удерживает низкие тарифы, что приводит к низкой марже. Например, в Бразилии доля рынка компании составляет 80%, но она по-прежнему убыточна;
- Регулирование со стороны государства. Правительства могут вводить жесткие правила, которые могут поставить под угрозу бизнес Uber во многих странах.
Заключение
Любой предприниматель может извлечь несколько "уроков" из бизнес-модели Uber:
- Для создания бизнеса не нужен большой собственный капитал. У Uber нет даже собственного автомобиля, и, тем не менее, компания ежедневно совершает более 1 млн. поездок;
- Основатели компании увидели проблему в отрасли и просто искали ее решение. Тем самым они смогли изменить индустрию такси;
- Относитесь к своим сотрудникам как к партнерам;
- Расширяйтесь шаг за шагом. Компания Uber начала с автомобилей и уже работает с велосипедами, лодками и даже вертолетами.
Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.
В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)
Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.