Уроки с ребенком не получаются... Он глупый?

Уроки с ребенком не получаются... Он глупый?

На одном из тренингов молодая женщина поставила такую задачу: она не могла найти общий язык с дочерью при подготовке уроков. Она давила на девочку, кричала на нее, от этого чувствовала себя ужасно, винила саму себя, но не могла остановиться или найти другой способ обучения.

Сначала я предложил ей посоветоваться с окружающими женщинами. Как и ожидалось, советы, которых было дано немало, не привели ник какому решению. Психологический тупик стал очевиднее, заодно окружающие смогли убедиться в непродуктивности бытовой терапии.

Тогда я предложил воспроизвести сцену обучения дочери, как это делается в гештальт терапии. Женщина стояла над стулом, где в ее воображении сидела дочь. Та явно не понимала домашнего задания. Я посоветовал говорить фразы то от своего имени, то от имени «дочери», соответственно стоя или садясь на стул. Конфликт разыгрывался на наших глазах: чем больше давила мама, тем меньше понимала «дочь», ее сознание буквально отключалось, мама все больше раздражалась, ей тоже становилось плохо. Выхода, казалось, не было. Некоторое время женщина пыталась найти другой способ поведения, но все было напрасно.

Тогда я порекомендовал маме просто спросить «дочь», чего та не понимает, и предложить: «Давай вместе разберемся...» Оказалось, что у «дочери» сразу прояснилось в голове, у мамы тоже, и они быстро нашли общий язык, поскольку исчезла их первичная конфронтация, а вместо нее возникло сотрудничество. Многие мамы из присутствующих плакали, поскольку у них были сходные проблемы.

Однако главное произошло далее. Мама, довольная, села в общий круг, но через минуту ей стало вдруг настолько физически плохо, что пришлось снова вызывать ее на «горячий» стул. Она сказала, что, как только вернулась на свое место, вдруг увидела перед собой собственную мать, стоящую над ней с ремнем. Она испытала ужасное унижение, как в детстве.

Я предложил представить это чувство перед собой на стуле. Им оказался образ маленькой, как Дюймовочка, девочки. Я спросил, может ли она вырастить эту «девочку», давая ей энергию, силы. Ответив утвердительно, она стала это делать. «Девочка» постепенно росла и скоро сравнялась ростом с клиенткой, принявшей эту «девочку» в себя как часть своей личности. После этого я попросил ее снова взглянуть на свою мать.

Реакция была удивительной: «Мне все равно. Пусть стоит. Я чувствую, что она ничего не может мне сделать». На следующий день, придя на тренинг, она благодарила меня за полученный результат. Она проснулась в прекрасном настроении, у нее было много энергии, на семинар летела «как на крыльях», отношения с дочерью наладились.

Линде.

Начать дискуссию