Продукты питания: нюансы продаж на маркетплейсах

Продукты питания: нюансы продаж на маркетплейсах

В первом квартале 2023 года онлайн-продажи продуктов питания выросли на 24,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Тенденция роста прослеживается со времен пандемии, когда заказать из дома стало проще, чем выйти и купить в магазине. Гибкий бизнес маркетплейсов быстро подстраивается под потребительский спрос. О нюансах торговли продуктами в онлайн-формате рассказывают эксперты МПромо.

Что пользуется спросом

На Wildberries и Ozon люди чаще всего покупают сухие продовольственные товары первой необходимости, полуфабрикаты и консервы, а также некоторые базовые хозяйственные товары, например, мыло, стиральный порошок. Хорошим спросом пользуются сладости, чай и кофе, масла, специи. Таковы данные за первый квартал 2023 года. Высокой скоростью оборота хвастаются товары, которых на маркетплейсах мало, но они имеют постоянных покупателей. Тщательный мониторинг позволит оценить плотность конкурентной среды для вашей продовольственной группы.

Безопасность для здоровья покупателей – главный приоритет

Качество продуктов питания имеет первостепенное значение для покупателей, так как, если оно страдает, либо о составе недостаточно информации, это может навредить здоровью, а для людей с пищевой аллергией закончится трагедией. Поэтому наличие декларации соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» обязательно. Документ выдается ИП и юридическим лицам после подтверждения соответствия продукции требованиям.

Wildberries, Ozon и другие площадки являются посредниками между покупателями и продавцами, поэтому не отвечают за качество продуктов, однако забота об имидже заставляет их предъявлять селлерам требования по наличию документов, подтверждающих соответствие продуктов стандартам.

Отдельные продукты питания, например, спортпит, детское питание, биологически активные добавки потребуют получения в Роспотребнадзоре свидетельства о государственной регистрации продукции (СГР), подтверждающего, что продукция соответствует обязательным санитарным и гигиеническим нормам.

Продавая брендовую продукцию, необходимо получить разрешение от правообладателя бренда и предоставить маркетплейсу либо договор поставки с владельцем бренда, либо лицензионный договор, договор на дистрибуцию, разрешение на продажу по выбору.

По новым правилам, для бренда или товара из списка параллельного импорта, достаточно только договора поставки. Напомним, что параллельный импорт позволяет ввозить в страну товары без согласия производителей или правообладателей. Механизм называется «параллельным», так как импорт идет одновременно с поставкой от официальных дилеров. Ретейлеры, например, приобретают товары у небольших заграничных компаний, которые сами закупаются у производителей. Параллельный поток может идти как из страны-производителя, так и через третьи страны.

Гибкий формат

Продуктами через маркетплейсы можно торговать по FBO и FBS схемам. Товары со стабильным спросом, длительным сроком хранения, например, чай, кофе, консервы можно подавать по FBO. А продукты, спрос на которые неизвестен, а также легко теряющие форму, ломкие, редко востребованные, скоропортящиеся лучше продавать по FBS. Некоторые селлеры меняют схемы в зависимости от времени года – например, на лето переводят продукты, составляющие которых могут растаять, на FBS.

Упаковка: требования маркетплейсов

Wildberries, Ozon и другие площадки предъявляют требования к упаковке для разных товаров: для стеклянной тары – двойной слой пузырчатой пленки, зашиту из пенопласта; для ломких кондитерских изделий – пластиковые формы, пакеты. Стоит отметить, что в требованиях нет ничего чрезмерного и необоснованного, все меры работают на то, чтобы покупатель получил продукты в целости и сохранности, остался доволен и «пришел» в магазин еще раз.

«Вкусная карточка» - залог успешных продаж

Содержание карточки, продающей продукты – особое искусство. Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы захотелось купить ее и съесть. У них стоит поучиться или нанять профессионалов. Кроме изображения нужно четко подать характеристики продукта – состав, преобладающие компоненты, способ приготовления, конкурентное преимущество.

Хорошо работает видеоконтент, на котором товар виден в реальной жизни – размеры, текстура, продукты, с которыми его можно употреблять, способ подачи.

Расширяем рынок сбыта

Торговать на двух площадках лучше, чем на одной, если вы заботитесь о хорошем обороте. Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Agraroom и другие маркетплейсы открыты для селлеров с разным ассортиментом, однако у каждого есть свои ограничения. Так или иначе, необходимо готовить документы, подтверждающие качество, изучать конкурентную среду, выбирать схему – FBO или FBS.

Если маркетплейсы не потребуют сразу декларацию, это не значит, что она вам не понадобиться. Предъявить ее могут попросить вас покупатели и если вы не предоставите документы в указанные короткие) сроки, последуют штрафы. Поэтому прежде чем, запускать продукты на маркетплейсы, просчитайте затраты финансовые и временные, оцените верно собственные силы и финансовые возможности, распишите стратегию продаж и рекламных кампаний.

Начать дискуссию