Товарный знак: для чего он селлеру и как его получить

Товарный знак: для чего он селлеру и как его получить

Товарный или торговый знак, а также торговая марка — понятия по смыслу одинаковые. Свидетельство о регистрации товарного знака требуют не все маркетплейсы, поэтому процедура получения не является обязательной. Однако нужно понимать, что бренд, придуманный вами и не зарегистрированный, это просто слово, слоган или картинка. Использование их на Wildberries, Ozon или на других площадках несёт в себе риски. Об этом, а также о процедуре получения товарного знака рассказывают эксперты МПромо.

Товарный знак защищает ваш бренд от подделок и делает его узнаваемым в плотной конкурентной среде. Также он дает гарантию того, что вам не прилетит судебный иск за использование чужого имени. По закону продавать товары под именем, которое уже кем-то зарегистрировано, запрещено.

До появления интернет-магазинов, на страницах которых продаются товары из разных регионов, одинаковые бренды практически не пересекались и широко не рекламировались. Сегодня вы можете не найти в глобальной сети аналог своего бренда, но это не будет означать, что его нет. Доказательство тому – судебная практика с историями, в которых продавец придумывает бренд «А», годами реализует товары под этим именем, а потом, откуда ни возьмись, появляется правообладатель с таким же наименованием и требует провести ребрендинг и возместить ущерб.

Справочно

По данным статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 2022 год в Арбитражные суды поступило почти 16 тыс. таких исков. Средний чек компенсации с ответчика в пользу истца — 300-500 тысяч рублей, иногда штрафы доходят до нескольких миллионов рублей.

Символ «R»

Символ «R», означающий прохождение регистрации, присваивается Роспатентом и дает вашему бренду государственную защиту. При регистрации товарного знака главное, чтобы одинаковых или похожих названий не было в одной категории товаров. Печенье «Солнышко» и двигатели «Солнышко» друг другу мешать не будут.

С июня 2023 года претендовать на товарный знак можно, будучи в статусе самозанятого, до этого момента для этого необходимо было регистрировать ИП и ООО.

Шаги к цели

Селлеру маркетплейса желательно зарегистрировать товарный знак и перед тем как это сделать, необходимо предпринять несколько шагов.

1. Проверить товарный знак на оригинальность, к примеру, на бесплатном сервисе информации о товарных знаках и их правообладателях Линкмарк.ру. Если еще думаете, какой выбрать, избегайте популярных слов, включая фамилии, чтобы не получить отказ, и не используйте государственные символы и знаки.

2. Подготовить пакет документов: формы, шаблоны, образцы есть на сайте Роспатента.

3. Оплатить госпошлину за регистрацию заявки, экспертизу, регистрацию непосредственно товарного знака и свидетельство. Общая сумма зависит от того, какой товар вы защищаете знаком.

Остается подать заявление лично или в электронной форме и ждать проведения экспертизы. Процесс занимает немало времени. Это зависит от того, будут ли к вам дополнительные вопросы со стороны ведомства и от прочих обстоятельств. Обещают уложиться в два-три месяца, по отзывам, процедура может занять полгода.

Товарный знак не выдается раз и навсегда, срок его действия составляет 10 лет.

Нюансы регистрации

Товарный знак – интеллектуальная собственность, как и любую другую собственность, знак можно продать, купить. Прецедентов много. Для этого исключительные права на товарный знак отчуждаются, о чем составляется договор. Стоит отметить, что передача знака на безвозмездной основе невозможна. По закону владелец может передавать права относительно всех товаров и для части товаров.

Эксперты Роспатента могут отказать в регистрации товарного знака, однако это решение можно оспорить, бренд доработать с учетом замечаний, придумать новое название, если похожее уже существует. Среди прочих требований, предъявляемых знаку, главными будут требованиям ст. 1483 ГК РФ. Согласно статье знак должен быть уникальным, без официальной символики, абстракции и аббревиатур.

При регистрации товарного знака придется познакомиться с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), которая делит все товары и услуги на 45 классов. 36 из них предназначены для категоризации товаров, 9 - для услуг. Защита испрашивается для конкретных классов МКТУ, соответствующих товару.

Товарный знак поможет развивать и масштабировать бизнес по франшизе, этого требует закон, а именно ст. 1027 ГК РФ.

Если в имени вашего бренда есть иноязычные слова, имейте в виду, что рекламировать продукт на законных основаниях вы сможете только после регистрации товарного знака, об этом говорит ст. 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" № 53-ФЗ.

С товарным знаком проще выйти на международный рынок. Для этого необходимо зарегистрировать товарный знак в стране правообладателя по Мадридской системе, охрану он дает в 125 странах мира.

Желающих регистрировать собственное или чужое имя и (или) фамилию всегда было много, после того как товарный знак разрешили иметь физическим лицам, спрос возрастет. Если вы тот самый желающий - проверяйте ФИО на соответствие требованиям, предъявляемым к товарным знакам в ст. 1483 ГК РФ, чтобы избежать отказа.

Начать дискуссию