Выводим бизнес, собственник которого не знает свою ЦА, на точку безубыточности и прибыль за счет семи связок. Кейс бизнес-разбора.
Приветствую, это Игорь Островский, предприниматель и маркетолог с 10-летним опытом. Бизнес-разбор для компании “Голуб и Ко” проходил по моей авторской методологии “Конструктор маркетинговых связок”. В ней я связал маркетинг и продажи в единую систему, с помощью которой собственники уже в 66 нишах генерят прибыль.
Компания по оптовому производству одежды на рынке более 20 лет. За это время появились маркетплейсы, которые трансформировали львиную долю рынка женской одежды. Производство, о котором мы будем говорить в этом кейсе, работает без рекламного трафика, вся прибыль завязана на нескольких клиентах, осуществляющих заказы 2-3 раза в год. Что делать?🤔
Обратиться к нам, чтобы выявить слепые зоны бизнеса и получить пошаговый план по масштабированию прибыли.
Спойлер: на этом разборе мы начали раскладывать бизнес по методологии. И в самом начале встали. Выяснилось. что собственник и сотрудники отдела продаж не понимают портрет своего клиента. За этим следует отсутствие системных продаж и пополнения клиентской базы. При этом на производстве работа отлажена и никаких проблем нет. То есть, они кроются именно в отделе маркетинга и продаж.
Клиент: оптовый производитель женской одежды среднего ценового сегмента. Компания производит партии одежды под собственным брендом и по своим лекалам. В основном это платья и блузки. Обновления коллекций происходят каждые 3 недели, т.е производство достаточно гибкое и может предлагать клиентам разнообразные модели регулярно.
Запрос: прирост на +30% к объему продаж в месяц для достижения точки безубыточности (8,5 млн в месяц)
Общая картина в компании:
- Одноуровневая структура ОП: 1 менеджер по продажам, который работает только с повторными клиентами (активная клиентская база)
- Бизнес работает в убыток, текущего оборота не хватает для покрытия постоянных расходов и обязательств
- Нет потока новых клиентов, отсутствует рекламный трафик
- Вся выручка компании зависит от 1 менеджера по продажам
- Нет менеджеров, работающих над привлечением новых лидов в базу + работа с пассивной клиентской базой
- Нет системы учета по клиентам (CRM) с сохранением истории переговоров
Представим что будет, если зайти в рекламу без выстроенной стратегии:
- без анализа ЦА и конкурентного анализа, менеджеры не смогут выявить потребность и решить задачу клиента;
- входящие заявки будут сливаться, потому что отдел продаж просто не сможет качественно обработать поступающее количество трафика;
- отсутствие инструментов по работе с клиентами (CRM, скрипты, регламенты, КП, понимание ЦА) даст низкую конверсию из заявки в продажу;
- бюджет будет слит.
Попытки зайти в рекламу у собственника были. Менеджер по продажам пытался расшевелить текущую клиентскую базу: проводил прозвоны, но не справлялся с объемом. Запускали SEO-оптимизацию на сайт, но результата это не принесло. Сайт не генерил лиды и единственный менеджер в отделе продаж не готов был взять на себя привлечение новых клиентов😵
☄С ходу заходить в рекламу и пытаться выкупить трафик — большой риск. Поэтому перед тем как подключать рекламный трафик, необходимо навести порядок в бизнес-процессах отдела продаж. Для этого мы собрали информацию с собственника и выполнили данный пул задач:
- проанализировали и сегментировали целевую аудиторию по модели JTBD
- провели расчет UNIT-экономики и декомпозировали план по выручке
- предложили провести АВС - ХYZ анализ базы для выявления сегментов. Объяснили методику анализа и разработали критерии квалификации для лидов АВС
- разобрали и предложили ввести скрипты для менеджеров отдела продаж
- рекомендовали ввести лид-менеджера на холодный обзвон базы
- выстроили пошаговый план для работы менеджеров по продаж
- дали рекомендации по формированию продающих коммерческих предложений + шаблоны
- обсудили разработку сильного ключевого этапа воронки продаж
- собрали 3 рентабельные маркетинговые связки, по которым будет выстраиваться рекламная стратегия и выкупаться трафик
- внедрили планы оцифровки и учета показателей отдела продаж
Разберем основные шаги более подробно.
ШАГ 1: анализ ЦА и бизнес-процессы
На первом часе разбора мы выяснили ключевую ошибку собственника — он думал, что его покупатели “все”. Как на уровне маркетинга, так и продаж. Плюсом длительное время клиентская база не пополнялась.
Долгое время бизнес работал на трафике из сарафанки и, чтобы зайти в рекламу, необходимо понять: кому продавать. Для этого мы провели сегментирование аудитории по модели JBTD и выявили сегмент, которому собственник даже не догадывался продавать: это селлеры маркетплейсов.
Этот портрет получилось выявить в диалоге с клиентом. Ранее к собственнику обратилась клиентка, которая регулярно оформляла заказы для офлайн-магазина. Как выяснилось, она решила закупить модели и выйти с ними на маркетплейс.
И такой клиент — один из портретов, который необходимо масштабировать, чтобы выйти на точку безубыточности.
Сарафанка — это тот источник трафика, в котором самые горячие клиенты. Им уже продали за вас🤷🏼♂ . И чтобы эффективно продавать, даже на уровне сарафанки, нужно понимать своего клиента: его потребности, боли, страхи и т.д.
Целевой аудиторией продукта данной компании являются крупные клиенты (владельцы магазинов женской одежды), а также селлеры на маркетплейсах. Именно этот сегмент необходимо пополнять, ведь только так можно нарастить прибыль и масштабироваться📈
Мы предложили внедрить квалификацию лидов по модели ABC-XYZ, где АBC — разрез среднего чека, а XYZ — частота сделок в год. Такая квалификация — элемент воронки продаж, через которую будет системно идти работа не только с активной клиентской базой, но и со ПКБ (спящей базой). Помимо этого мы предложили проводить холодный обзвон руками менеджера и обзвоны роботом.
В этом блоке мы разобрались как отделу продаж эффективно взаимодействовать с клиентами (звонки/CRM).
Для этого определили следующий пул задач:
- выбрать связки привлечения новых лидов из предложенных на разборе
- описать регламент работы с холодной базой: этапы воронки, цель каждого этапа
- составить скрипты продаж на каждый сегмент аудитории
- запустить обзвон холодной базы + ввести учет работы по лидам, проводить замеры конверсии
- подключить запись звонков и внедрить процесс контроля качества РОПом
На каждом уровне ключевым этапом воронки является отправка продающего коммерческого предложения💰. И весь этот процесс возможно оцифровать, что дает максимальную прозрачность работы менеджеров и понятные бизнес-процессы в отделе продаж.
ШАГ 2: декомпозиция
Как выйти на выручку 8,5 млн, чтобы достичь точки безубыточности за 3 месяца?
Для этого сделали декомпозицию. Из нее можно понять, по какой стоимости мы можем выкупать трафик и какая оптимальная стоимость заявки💸
Посчитали, что необходимо совершить 102 продажи и привлечь 680 заявок в месяц с рекламы/холодного обзвона за 3-4 месяца.
💡После оцифровки плана по выручке и других показателей, просчитали расходы, при которых доля чистой прибыли в месяц не будет убыточна. Через анализ расходов можно понять, какой из сегментов забирает на себя большую часть доходов, где сливается бюджет.
ШАГ 3: UNIT-экономика
Расчет Unit-экономики делают чтобы увидеть прибыльность одного юнита бизнеса - в разрезе отдельного продукта, канала трафика или одного клиента. То есть сколько компания может заработать или потерять на одной продаже.
Через Unit-экономику собственник может увидеть на цифрах, что конкретно не позволяет ему окупать маркетинг: низкая конверсия в продажу, средний чек ниже чем на рынке, большой процент оплаты работы менеджера и т.д.
В нише нашего клиента в рамках юнит-экономики есть три ключевых показателя: средний чек заказа, конверсия из лида в первую продажу, и коэффициент повторных покупок (LTV). Мы провели расчет и определили значения, при которых ему рентабельно заходить в рекламу, или запускать холодный обзвон по базе, рассчитали значения, которые далее можно ставить как план и на них ориентироваться
После того как мы оценили максимальную стоимость заявки с каждого источника, выяснили, какой бюджет нам нужен и какие конверсии в заявку и продажу выдержать, чтобы получить необходимое кол-во клиентов и при этом окупить рекламу. На основании полученной информации подобрали наиболее рентабельные связки
1. ПОИСК ГОРЯЧИЕ ЗАПРОСЫ + ЛЕНДИНГ СО ВСТРОЕННЫМ КВИЗОМ
2. РСЯ + КВИЗ ИЛИ ЛЕНДИНГ СО ВСТРОЕННЫМ ОПРОСНИКОМ
3. РОБОТ-ОБЗВОН ПО ХОЛОДНОЙ БАЗЕ
ПОШАГОВЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Итак, мы определили, что нужно, чтобы выйти на точку безубыточности:
- масштабировать целевой сегмент аудитории (селлеры)
- постоянно пополнять базу клиентами, которые делают первую покупку
- увеличивать LTV (цикл жизни клиента)
Но без рекламы тоже можно:
- подключить обзон холодной аудитории
- делать парсинг конкурентов (сайты/каналы)
- подключить робота-обзвонщика
Основные рекомендации от нас, которые дадут результат:
🔥На уровне продаж:
- внедрить критерии квалификации, чтобы корректно работать с базой, структурировать продажи;
- выбрать связки, по которым будет масштабироваться клиентская база;
- нанять лид-менеджера для работы с первым уровнем воронки с целью пополнения базы новых клиентов, сделавших первый заказ
- описать регламенты обработки заявок;
- подготовить продающие коммерческие предложения для разных сегментов ЦА;
- проводить анализ сделок, записей звонков, чтобы масштабировать те инструменты, которые привели к продажам;
- ввести отчетность и интеграцию CRM-системы.
🔥На уровне маркетинга:
- запустить рекламную связку Яндекс Директ + лендинг со встроенным опросником
- удержать конверсии с данной связки.
Система маркетинга и продаж — это связка, которая дает результат в цифрах
ИТОГ. ЧТО ПОЛУЧИЛ СОБСТВЕННИК:
- четкий план действий и информацию сколько нужно сделать продаж и привлечь лидов из рекламы, чтобы получить 8,5 млн через 3 месяца;
- анализ аудитории;
- расчет декомпозиции и UNIT-экономики;
- рекомендации по выстраиванию бизнес-процесса работы с клиентской базой;
- дорожную карту - пошаговый план действий с обзором бизнес-процессов, выстроенных в точке А и набором рекомендаций в виде конкретных шагов / действий / задач для достижения цели, включая оценку эффективности работы отдела маркетинга и продаж.
Хотите выстроить систему в своем бизнесе и выйти на новый уровень чистой прибыли? Записывайтесь на консультацию, разберем ваш запрос и построим стратегию, которая поможет вам удвоить прибыль!