Почему ваше портфолио закрывают через 10 секунд? 15 главных ошибок дизайнеров

Когда я нанимал дизайнеров, у меня было 60 минут на 100 кандидатов. Это меньше минуты на человека. Если я за несколько секунд не понимал, что происходит в портфолио — я просто переходил к следующему.

Вы можете быть сильным дизайнером, но если портфолио не продает вас, шансы на оффер стремятся к нулю. В статье разберём частые ошибки, из-за которых портфолио закрывают спустя 10 секунд, и как оформить кейсы так, чтобы вас заметили.

Почему ваше портфолио закрывают через 10 секунд? 15 главных ошибок дизайнеров

Алексей Комаров. Дизайнер с опытом 9+ лет. Работал в Тинькофф, IBM, Альфа-Банке и Сбере, где создавал интерфейсы для миллионов людей и сложные B2B системы. Уже несколько лет является ментором на Solvery, провел 250+ занятий, где помогал как начинающим, так и опытным дизайнерам найти работу и перейти на новый уровень.

Я разделил статью на три блока:

  • Рынок – чего компании ожидают от дизайнеров.
  • Портфолио и частые ошибки – что именно стоит показывать работодателям.
  • Полезные ресурсы – где можно подготовиться самостоятельно.

Про рынок

Сейчас есть интересная тема: никто не может точно сказать, чем отличается продуктовый дизайнер от UX/UI-дизайнера. Вот почему я решил не делить строго на два направления, а говорить в целом.

Если посмотреть статистику HeadHunter:

  • Продуктовый дизайнер – более 1000 вакансий.
  • UX/UI-дизайнер – около 400.

Часто пишут «UX/UI-дизайнер» и рядом «Продуктовый дизайнер». Работодатели сами не разделяют эти понятия.

Почему так? Потому что рынок задают крупные компании: Авито, Яндекс, Сбер, Т-Банк. Они называют позиции «Продуктовый дизайнер», и другие компании следуют за ними. Но в агентствах по-прежнему остаётся «UX/UI-дизайнер». То есть в зависимости от типа компании название может отличаться, но суть работы остаётся примерно одинаковой.

Разница между продуктовым и UX/UI-дизайнером

Зона ответственности.

– UX/UI-дизайнер: сделал макеты, ориентируясь на минимальный анализ рынка и паттерны, провёл тестирование, убедился, что интерфейс удобный, и пошёл дальше.

– Продуктовый дизайнер: думает стратегически — как интерфейс влияет на бизнес, активно взаимодействует с разработчиками, продуктовыми редакторами и исследователями, следит за метриками после запуска, анализирует изменения.

Но в реальности разница минимальна. И на практике продуктовый дизайнер и UX/UI-дизайнер делают примерно одно и то же – определяют ценность продукта для пользователей и бизнеса.

Портфолио

Главное понимать, что портфолио — это инструмент. Какая у него цель?

  • Получить новую работу.
  • Повысить свою узнаваемость в индустрии.

Некоторые дизайнеры делают портфолио не для поиска работы, а для репутации и нетворкинга. Например, ходят на подкасты, выступают на эфирах, рассказывают про свои проекты. Но в любом случае портфолио — это инструмент краткосрочного действия.

Допустим, ты потратил год на создание портфолио. Но на просмотр каждого портфолио у рекрутера уходит всего несколько минут. То есть ты работаешь над портфолио месяцами, а его смотрят считанные минуты. Поэтому оно должно быть максимально эффективным!

Основные ошибки в портфолио

Ошибка №1. Непонимание формата

Первая и, пожалуй, самая частая ошибка дизайнеров — незнание формата. Дизайнеров много, работы разные. Можно работать в агентстве, на фрилансе, в продуктовой компании или бигтехе, но в каждом случае требования будут различаться.

Важно понимать, что везде ожидают разного подхода к подаче кейсов и портфолио.

Если ваша цель — попасть в агентство или работать на фрилансе, Behance и Dribbble отлично подойдут. Агентства ценят визуальную составляющую, просмотры, награды. Важно, чтобы у вас был «сочный» визуал, трендовый дизайн, UI-анимации.

Если речь идет о бигтехе (Яндекс, Сбер, Т-Банк), не стоит делать портфолио на Behance или Dribbble. Этим компанииям не важны красивые картинки без контекста, им нужны case study:

  • Какую проблему решали?
  • Как анализировали пользователей?
  • Какое решение предложили?
  • Как метрики изменились после релиза?

Для продуктовых компаний лучше делать портфолио на собственном ресурсе. Сейчас есть удобные конструкторы:

  • Framer — быстрый и удобный, можно экспортировать макет из Figma.
  • Super.so — надстройка над Notion, которая работает стабильнее самого Notion.
  • Building AI — китайский аналог Notion, похожий по функционалу.
  • Tilda
  • Readymag

Ошибка №2. Ссылка на Figma без структуры и пояснений

Что точно не стоит делать — просто кидать ссылку на Figma.

Это самая частая ошибка. Нанимающий дизайн-менеджер открывает и видит хаос: нет структуры, непонятно, что смотреть. Файлы без подписей, нет логики, нет пояснений. Если менеджер за пару секунд не понимает, что происходит, он просто закрывает файл.

Структурируйте описание. Если уж кидаете ссылку на Figma, добавьте большую стрелку «Начало тут». Разбейте работу на блоки. Сделайте так, чтобы нанимающий менеджер не тратил время на разгадывание ваших файлов.

Всё просто: хотите работу — сделайте понятное портфолио. Не усложняйте жизнь тем, кто вас нанимает.

Ошибка №3. Нерабочие ссылки

Частая ошибка — кандидаты отправляют нерабочие ссылки. Это может быть:

  • Битая ссылка (из-за лишних символов или ошибки при копировании).
  • Ссылка на страницу, которая ещё не готова («Sorry, still working on it»).
  • Ссылка на англоязычную версию сайта при отклике на русскоязычную вакансию, но без возможности переключить язык на русский.

Проверьте работоспособность всех ссылок перед отправкой. Сначала доделайте сайт, затем рассылайте портфолио.

Что еще проверять перед отправкой:

  • Домен оплачен и активен. Нанимающие менеджеры не всегда просматривают портфолио в день отправки. Вы отправили ссылку, но посмотрят её через неделю. А к этому моменту домен может истечь, и ваш сайт окажется недоступен.
  • SSL-сертификат для обеспечения подключения по HTTPS подключён. Если у сайта нет этого сертификата, он может быть заблокирован системами безопасности компании, и менеджер просто не сможет его открыть.

Ошибка №4. Отсутствие позиционирования

Если вы откликаетесь на вакансию продуктового дизайнера, но в портфолио только сайты для фотостудий и логотипы кофеен — это нецелевое попадание. Работодатель не сможет оценить ваш релевантный опыт.

Другой частый сценарий — отсутствие специализации. Если в портфолио есть и логотипы, и визитки, и интерфейсы, это может означать две вещи:

  • Вы арт-директор с 25-летним опытом.
  • Ваши работы средненькие и разрозненные.

Фокусировка на одном направлении увеличивает шансы на оффер — лучше три сильных проекта в одной сфере, чем 10 из несвязанных областей.

Лучший путь — последовательное освоение новых направлений. Например:

  • 2–3 года работы с мобильными приложениями.
  • Затем переход на сложные веб-сайты.
  • Затем работа с интерфейсами для Smart TV и других платформ.

Не пытайтесь охватить всё сразу. Чёткое позиционирование делает вас понятным работодателям.

Что делать, если у вас широкий спектр навыков? Разделите портфолио: Один сайт для иллюстраций. Второй — для веб-дизайна. Третий — для брендинга. А при отклике прикладывайте ссылку на ту часть портфолио, которая соответствует вакансии. Универсальные ссылки редко работают.

Когда в портфолио слишком разноплановые работы, работодатель думает: "Вроде что-то есть… Но это не совсем то, что нам нужно." В результате вас просто не рассматривают, потому что вы не совпадаете с профилем вакансии.

Ошибка №5. Неправильное позиционирование навыков

Кандидат откликается на вакансию UX/UI-дизайнера, но первым пунктом в опыте у него стоит графический дизайн. В портфолио есть мобильные приложения, но приоритет отдан визиткам, затем идут сайты (а потом ещё и фотографии до кучи).

Если цель — работа в продуктовом дизайне, почему графический дизайн стоит первым? Работодатель должен с первых секунд понимать, чем вы занимаетесь и в чём ваша основная экспертиза.

Ошибка №6. Смешение языков

Некоторые делают сайт наполовину на русском, наполовину на английском.

Потратьте пару вечеров и переведите сайт полностью на один язык. Это добавит профессионализма и избавит от ощущения хаоса.

Ошибка №7. Небрежность в оформлении и опечатки

Верстка портфолио — отдельная проблема. Пропущенные пробелы, съехавшие отступы, "поплывший" макет. Если в вашем собственном портфолио такие косяки, как работодатель может вам доверить разработку интерфейсов для миллионов пользователей?

Тот же принцип касается опечаток и ошибок в тексте. Если не можете привести в порядок презентацию своей работы, как будете делать качественные продукты?

Как проверить?

  • Прогоните текст через друга или коллегу.
  • Прочитайте вслух – так легче заметить ошибки.
  • Посмотрите сайт в разных браузерах и на телефоне.
  • Один из лучших способов – рассказать кейс вслух другому человеку. Тогда вы сами увидите, где забыли про отступы, где текст звучит неубедительно, а где структура разваливается.

Ошибка №8. Избыток воды

Когда открываю портфолио, в 90% случаев вижу одно и то же.

Имя и фамилия дублируются: сначала в шапке сайта — «Алексей Комаров», а сразу под ней — «Привет, меня зовут Алексей Комаров!» Это масло масляное и не несёт пользы. Вместо этого лучше написать: «Создаю UX/UI-дизайн для финтеха с MAU ХХk, улучшаю метрики продуктов X2.» Это сразу даёт ценность и показывает ваш реальный вклад. Каждое слово в портфолио должно работать на вас.

Ошибка №9. Перегруженность деталями

Например:

"Вела до 6 проектов одновременно." Почему именно до 6? Почему не больше? Или меньше? Такая формулировка вызывает дополнительные вопросы, которых могло бы не быть.

"Руководила командой до 10 человек." А почему не больше 10? Не было возможности? Не доверяли? Или что?

Правило простое: если после каждой строчки можно задать уточняющий вопрос — текст либо недостаточно информативен, либо перегружен ненужными деталями.

Пример хорошего подхода: "Я продуктовый дизайнер с бэкграундом в с опытом в разработке." Это уже конкретика, не у всех дизайнеров есть разработческий опыт, и это выделяет кандидата.

Ещё лучше: "Работаю в индустрии 10 лет. Создаю продукты с аудиторией более 500 млн человек." Да, не у всех есть такой масштаб. Но можно написать: "Делал продукты для топ-10 компаний России." "Работал с Яндексом, Сбером, Ozon."

Даже если у компании нет бренда, можно вывести ее важность: “Работал с топ-5 молочным заводом в СНГ”, “Создавал мобильное приложение для крупнейшей юридической фирмы из Краснодара.”

Если были проекты с крупными клиентами на фрилансе — указывайте это. Главное — начинать с брендов или с масштабов компаний, как в примере выше.

Плохо: "Работал над сайтами, мобильными приложениями, маркетплейсами, а также сотрудничал с Яндексом и Сбером."

Хорошо: "Работал с Яндексом, Сбером и Ozon, создавая мобильные приложения и маркетплейсы."

Ошибка №10. Непонятен вклад в проект

Иногда кандидаты присылают ссылки на командные проекты (особенно на Behance). В таких случаях непонятно, за что отвечали именно вы.

Всегда уточняйте:

  • Кто был в команде?
  • Какую роль занимали именно вы?
  • Кто проводил исследования?
  • Кто был арт-директором?
  • Какие страницы/экраны делали вы?

Если просто присылаете ссылку на общий проект (даже если у него есть награды) потенциальный работодатель не поймёт ваш вклад.

Ошибка №11. Старые проекты

Часто в портфолио остаются старые проекты. Например, у меня на Behance до сих пор лежит проект с 2019 года. Почему я его не удаляю? Потому что у него есть награда.

Все остальные проекты, которые у меня были на Behance, я либо скрыл, либо удалил. Они уже не отражают мою текущую работу как дизайнера. Даже за 6 лет мой подход к дизайну изменился.

Но если у проекта нет награды, если это не работа для крупного заказчика, а просто какой-то лендинг или сайт для небольшой закусочной и ему уже 5 лет, лучше его удалить или скрыть.

Есть негласное правило:

  • Если проекту 2–3 года, его можно оставить.
  • Если больше 3 лет, лучше убрать, потому что смотрят в первую очередь на последние работы.

Обычно нанимающий менеджер смотрит либо последние проекты, либо лучшие проекты.

Но если лучшие проекты были сделаны давно, возникают вопросы:

  • Почему последние работы хуже?
  • Почему за последние годы не было сильных проектов?

Но если на сайте портфолио первый проект устаревший, это вызывает сомнения. Менеджер логично думает, что самый крутой проект стоит первым.

Ошибка №12. Обман в кейсах

Сейчас стало популярно хитрить: студенты или даже опытные дизайнеры оформляют учебные проекты или концепты так, как будто это реальные коммерческие заказы. В кейсах добавляют заказчиков, стейкхолдеров, расписывают процесс.

Когда такого человека зовут на интервью и начинают задавать уточняющие вопросы, он сыпется:

  • Как проходила работа со стейкхолдерами?
  • Какие были ограничения со стороны разработки?
  • Какие исследования проводились?

А человек не может ответить.

Некоторые думают, что это безобидно, но в крупных компаниях ведётся база кандидатов. Если кандидат обманул один раз, он может попасть в чёрный список. В некоторых компаниях действительно есть черные метки – если кандидат намеренно вводил в заблуждение, его больше никогда не позовут на работу.

Ошибка №13. Слишком много текста в кейсах

Заходишь на сайт, а там не портфолио, а Википедия:

  • Огромные текстовые блоки.
  • Минимум изображений.
  • 70% текста, 30% визуала.

Пример неудачного описания: "Однажды утром я проснулся, решил обновить сайт, потом пошёл на встречу с заказчиками, мы попили кофе..."

Текст должен быть структурированным и лаконичным.

Ошибка №14. Путаница в терминах

Часто видно, когда человек изучил теорию, но не применял её на практике.

Например:

  • User flows путают с CJМ.
  • Качественные исследования с количественными.

Если в кейсе много сложных терминов, но они используются неправильно, это сразу выдаёт неопытного специалиста.

Ошибка №15. Бездумное копирование

Дизайнеры часто смотрят на портфолио других дизайнеров. Например, видят сайт дизайнера из Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ) и пытаются повторить его стиль. Но если человек работал в Instagram или Google, ему не нужно доказывать свою квалификацию – его и так позовут.

Если же дизайнер работал в неизвестной компании, просто минималистичный сайт не сработает. Нужно добавить контекст:

  • Описать, что это за компания.
  • Какие проекты выполнял.
  • Какие были задачи и результаты.

Как адаптировать кейс под зарубежный рынок

Допустим, дизайнер из России, работавший в Яндексе, переезжает заграницу. В России все знают Яндекс, в Европе или США — не факт.

Как сделать кейс понятным для иностранных работодателей?

  • Коротко объяснить, что это за компания.
  • Добавить цифры (количество пользователей, оборот, влияние проекта).
  • Можно дать ссылки на публикации в СМИ.

Пример: "Работал в Яндексе (90 млн пользователей в месяц, крупнейший поисковик в России — аналог Google). Сделал редизайн X, который увеличил конверсию на 15%."

Такой кейс понятен даже тем, кто никогда не слышал про Яндекс.

Переходим к конкретным инструментам подачи кейсов

Ошибки разобрали. Теперь — финальный совет, как правильно подавать кейсы, чтобы они выглядели убедительно. Есть два проверенных фреймворка:

  • CAR – Context, Action, Result.
  • STAR – Situation, Task, Action, Result.

Пример STAR:

  • Ситуация: мошенники списывают 2 млрд рублей в год, представляясь сотрудниками банка.
  • Задача: разработать решение для защиты клиентов.
  • Действие: провели исследования, сделали макеты, протестировали.
  • Результат: сократили потери клиентов на 40%.

Итог: универсального портфолио не существует

Если идёте в агентство – смотрите, как оформляют кейсы агентства.Если идёте в бигтех – смотрите, как оформляют кейсы дизайнеры оттуда.Если идёте за границу – адаптируйте кейсы под зарубежные компании.

Полезные ресурсы:

  • Подборки портфолио:

— https://likemiens.notion.site/75d593f39f184cfcb425714ba5bc2a5e

— https://www.cofolios.com

— https://pfolios.net

— https://www.bestfolios.com/portfolios

— https://brianlovin.com/writing/product-design-portfolios

  • Фреймворки сторителлинга:

А если вы не уверены, насколько понятно оформлено ваше портфолио для работодателя — можем вместе его разобрать. Записывайтесь на бесплатную 15-минутную консультацию на Solvery — посмотрим, что можно улучшить.

Начать дискуссию