Community building: что нужно знать при организации сообщества, чтобы оно не превращалось в фан-клуб его создателя

Последнее время мы видим стремительный рост разного рода сообществ. Этому есть объяснение, ведь чем сложнее становится онлайн коммуникация и расхождение во взглядах в обществе, а заодно и выход на новые аудитории, тем активнее люди объединяются в сообщества по интересам. Об опыте создания женского сообщества мы спросили Жанну Казанскую, основателя Woman Wings.

"Я считаю, что за сообществами будущее и именно они будут являться движущей силой для развития, продвижения и роста как предпринимателей, так и просто людей с разными запросами"

Разнообразие видов сообществ весьма широко: профессиональные или экспертные, в виде групп по интересам, блогов, форумов и так далее. Через них участники могут не просто взаимодействовать друг с другом, но и находить поддержку, работу или единомышленников для совместных проектов, а также учиться чему-то новому. Сообщества будущего продолжат развиваться и станут еще более значимыми для социальной жизни. Их влияние на людей и общество будет только расти.

Большинство из них живут и развиваются, пока там есть энергия и ресурсы их создателей. Людям свойственно идти за энергией сильных людей, но, как только фаундер начинает уделять ему меньше времени, то и само сообщество теряет импульс развития. Я видела много примеров, когда харизматичный и интересный лидер вел за собой сотни людей, а как только заканчивал заниматься клубом или уезжал, то и сама система сходила на нет. Мне кажется, что у меня есть ответ, как сделать так, чтобы сообщества не зависели на 100% от своего лидера, даже если оно будет называться его именем и иметь с ним прямую связь.

Действительно, зависимость сообщества от лидера может стать проблемой в долгосрочной перспективе. Одним из способов уменьшения этой зависимости может быть создание инфраструктуры и процессов, которые позволят сообществу продолжать свое развитие независимо от фокуса лидера.

Например, создание группы людей, которые будут отвечать за различные аспекты и направления внутри по примеру больших корпораций, когда каждый департамент может работать автономно. Например, это может быть совет, состоящий из нескольких человек, который будет заниматься управлением и быть точками притяжения для новых участников. Постепенно можно начать делегировать обязанности и ответственность другим участникам, чтобы они могли развиваться и расти вместе. Это поможет создать культуру, где каждый может внести свой вклад в развитие и не зависеть от одного лидера.

Еще один важный аспект, который многие игнорируют – это создание системы обучения и передачи знаний. Почему это важно? Оценивая рынок, можно увидеть, что ключевой запрос участников бизнес-клубов лежит в плоскости развития и получения компетенций. Поэтому создание уникальной и пополняемой базы знаний будет залогом того, что новые участники будут приходить не только на личность создателя, но и за ресурсами сообщества.

И, на этапе запуска важно зафиксировать процессы и стандарты, которые будут соблюдаться в случае изменения лидерства и именно это учитывать при нейминге.

Ниже я поделюсь своим опытом, построения женского сообщества Woman Wings и что мы делаем, чтобы оно не превратилось в фан-клуб:

1. Цель и миссия. Комьюнити должно иметь четко определенную цель и миссию. Это должно быть прописано в условном уставе, чтобы каждый участник понимал, какие ценности несет в своем ДНК объединение. Самое важное как можно чаще сверяться с этим, чтобы не сбивался фокус.

2. Целевая аудитория. В начале пути важно понять для кого вы. К примеру, для себя я выделила женщин, так как я знаю и умею с ними работать, чувствую их, мне понятны их запросы и стремления. Аудитория очень важна и тут, конечно, критически важно прописать для себя типы аудитории: их болевые точки, уровень дохода, в поисках чего они находятся, из-за чего не могут уснуть и так далее. Это знание позволит создавать контент, который будет интересен и полезен участникам.

3. Наличие «социального лифта». Это значит, что участники клуба имеют возможность брать на себя инициативу за какие-то активности, таким образом, участвуя в построении сообщества. Такой подход позволяет не зацикливаться на фигуре основателя, образуя независимость жизни сообщества от его присутствия. Например, в Woman Wings мы специально создали отдельные направления WW business, WW education, WW mental health cотдельными кураторами по каждому.

4. Активность и рост участниц. Активность участников является ключевым фактором успешного комьюнити. Очень важным является личностный и профессиональный рост внутри группы. Это могут быть форум-группы, мастермайнды по запросам, практикумы публичных выступлений, ведения сложных переговоров, совместные ретриты, семейные мероприятия и так далее.

5. Коммуникация. Комьюнити должно быть открытым для общения участников. У себя мы хотели, чтобы участницы имели возможность продвижения себя, как экспертов среди участниц, тестировали свои услуг и идеи в безопасной среде. Это возможность неформального общения офлайн по разным темам от бизнес-процессов до спорта и beauty девичников. Тут же можно прокачивать навыки выступлений и самопрезентации, переговоров, прорабатывать страхи и неуверенностью или просто провести мозговой штурм.

Я считаю, что именно сообщества и такие большие группы позволяют выйти на новый уровень в любой сфере. Когда мы сталкиваемся со сложными задачами или проблемами, мы часто не знаем, как лучше поступить, и нуждаемся в совете и поддержке. Внутри экосистемы вы сможете получить мнение людей, которые уже сталкивались с подобными проблемами и могут поделиться своим опытом и советом. Часто, чтобы выйти на новый уровень - придется менять привычки, мышление, взгляды, действия. В кругу единомышленников это делается легче. А когда ты находишься без поддержки, проще отложить в сторону даже самое желанное, но если ничего не менять, то ничего и не изменится.

33
Начать дискуссию