Бумеры, милениалы, зумеры – не легкомысленная теория. Как возраст сотрудников влияет на работу компании
Не обращать внимания на возраст и думать только о показателях плана – ошибочная стратегия.
В этой статье разберем:
◾ сложности в производственных коллективах, связанные с возрастом персонала;
◾ профессионально-возрастной анализ;
◾ примеры рациональных решений в работе с разными возрастными группами.
Сложности, связанных с возрастом работников:
1. Коллектив «возрастной», большинство старше 55 лет:
➡ Высокий риск смерти на рабочем месте среди людей старше 65 лет по причинам, не связанным с производством.
Даже если работодатель выполняет все нормы и правила, идет масштабное разбирательство и аудит Государственной инспекцией по труду.
➡ Работников пенсионного возраста трудно вовлечь в изменения: модернизация, цифровизация, внедрение бережливого производства.
2. В коллективе есть «разрыв поколений» – при среднем возрасте 40 лет, может оказаться, что одна половина молодые специалисты, а другая – предпенсионеры.
➡ Молодые сотрудники увольняются, так как нет карьерного роста и развития, работа неинтересная и низкоквалифицированная;
➡ Нет преемственности и передачи знаний, так как старшие возмущены безответственность молодых, а молодые – косностью и консерватизмом старших.
3. Коллектив молодой, большинство до 25 лет:
➡ Проблемы на производстве, связанные с ошибками из-за отсутствия опыта и знаний;
➡ Дружеская рабочая обстановка, нет «баланса между личным и рабочим», при форс-мажорах в коллективе не хватает настойчивости, нацеленности на общий результат.
Профессионально-возрастной анализ для предупреждения рисков, связанных с возрастом коллектива.
Для предупреждения рисков в работе с персоналом рекомендую не реже одного раза в год, а лучше – ежеквартально проводить количественный анализ персонала.
Характеристики, которые нужно измерять по массовым профессиям (более 10 штатных единиц), по категориям руководитель–специалист–рабочий, по структурным подразделениям:
▪ возраст;
▪ стаж;
▪ пол.
Примеры анализа данных приведены на рисунках 1-3.
Какую информацию можно извлечь из диаграмм?
1. Наличие рисков по возрасту.
Перекосы в коллективе по возрасту:
〰 нет молодёжи, средний возраст выше 50 лет, много пенсионеров.
Риски: работа выполняется менее энергично, уникальные компетенции уходят из компании вместе со специалистами, нет преемственности;
〰 есть молодые работники и пенсионеры, но нет сотрудников среднего возраста.
Риски: конфликты в коллективе, связанные с непониманием, разобщенность коллектива, страх старшего поколения, что их скоро заменят.
2. Наличие рисков по стажу
Перекосы в коллективе по стажу:
〰 в подразделении мало работников со стажем больше 3 лет.
Риск: нет наставников, квалификация при самообучении наращивается медленно, работники допускают ошибки в базовых процессах;
〰 более 70% работников со стажем более 20 лет.
Риски: увеличены сроки внедрения технических и организационных изменений.
3. Наличие рисков по полу (встречаются редко):
〰 на физически тяжелых работах задействованы женщины;
〰 наличие «подснежников», особенно в производственных компаниях с устаревшей организационной культурой и менеджментом.
«Подснежники» – офисные работники, которых «спрятали» от сокращения на рабочей должности (секретарь, табельщик, даже экономист).
4. При анализе по массовым профессиям составьте список пенсионеров и предпенсионеров и проведите опрос по списку конкретных работников:
▪ кто планирует увольняться в связи с выходом на пенсию;
▪ у кого проблемы со здоровьем, чтобы предупредить риски по прохождению периодического медицинского осмотра.
Среди опрошенных работников, значение имеют те, у кого есть уникальные компетенции – если сотрудник заболел, его ждут, если уволится, нового с такой компетенцией за 1-2 недели не найдешь. Такой уникальный специалист может стать "узким местом" в производственном процессе.
Примеры рациональных решений в работе с разными возрастными группами
1. Устранение критичных профессий
Машиностроительная компания. HR-менеджер, изучив список уникальных специалистов и оценив риск увольнения, составляет список критичных профессий (пример – рисунок 5) и план по устранению критичности.
Основные мероприятия в плане направлены на «расшивку узкого места». (другими словами, на устранение “критичности”).
Варианты мероприятий:
🔹 расширение компетенций работников подразделения с целью взаимозаменяемости.
🔹 подготовка кадрового резерва;
🔹 поиск внешнего резерва или внешнего подрядчика, который может выполнять данную работу и при необходимости срочно «закрыть потребность».
Хороший результат - отсутствие “критичных профессий”. Рабочий процесс должен быть стабилен, продукция должна отгружаться клиенту по расписанию.
2. Резерв ключевых специалистов
Конструкторское бюро. В компании больше половины уникальных специалистов пенсионного возраста (”ключевые специалисты”), принято решение о подготовке резерва.
Резерв – инженеры, с опытом не менее 3 лет, прошедшие отбор, обладающие сильными техническими компетенциями, коммуникативные, ответственные. Когда были подобраны пары “ключевой специалист - резервист”, была проведена установочная встреча в формате тренинга для знакомства, ознакомления с целями, правилами совместно работы.
Задача программы была двойная:
🔹 наставник передавал свои компетенции младшему коллеге;
🔹 молодой коллега помогал старшему освоить современное программное обеспечение для конструкторской работы.
Программа была рассчитана на 6-9 месяцев.
В заключение отмечу, что:
✔ нужно работать и с цифрами, и с людьми, каждое статистическое заключение нужно подтверждать у людей, руководителей, самих работников.
✔ не исключено, что некоторые особенности вскроются только на второй год анализа, это заметно только в динамике , поэтому анализ лучше проводить в режиме мониторинга;
✔ риски, связанные с профессионально-возрастным составом персонала обсуждать с менеджментом компании, планы по устранению рисков делать совместно;
✔ аналитику нужно показывать руководству и учитывать стратегических планах по укомплектованию штата.