Слово из трех букв-2

После размещения предыдущей публикации я всерьез увлекся темой триграмматонов в IT. Поэтому сегодняшняя статья будет о тех аббревиатурах, за которыми скрываются классы информационных систем предприятия.

Для того, чтобы разобраться в их многообразии, возьмем условный Челябинский трубопрокатный завод, на котором трудятся условный "Михалыч" (менеджмент) и его трудолюбивый подчиненный "Дулин" (производство).

Помните этих ребят? Сложно было найти в открытых источниках более-менее приличное фото с ними.<br />
Помните этих ребят? Сложно было найти в открытых источниках более-менее приличное фото с ними.

ERP (англ. Enterprise Resource Planning) — планирование (управление) ресурсами предприятия.

ERP-систему на предприятии используют в следующих целях:

  • идентификация ресурсов организации (предприятия);
  • эффективное планирования и управление всеми ресурсами предприятия, которые могут быть использоваться в процессах продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов.

Основная ее задача - автоматизировать процедуры, создающие бизнес-процессы.

На нашем условном заводе внедренная ERP-система используется в качестве "путеводителя" по которому автоматизируются различные шаги на пути исполнения заказа. Когда наш менеджер "Михалыч" вводит заказ клиента в систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказ на выполнение. Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу покупателя и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара на складе и о графике отгрузки товаров из модуля логистики.

Может появиться вопрос, а чем тогда ERP-система отличается от EDMS (системы управления документами предприятия, о которой мы поговорим позже)? Отличие вот в чем: в ERP документы создаются не в начале жизненного цикла, а в его конце. EDMS же осуществляет поддержку такого жизненного цикла документов на предприятии в реальном времени.

CRM (англ. Customer relationship management) - управление взаимоотношениями с покупателями (клиентами, заказчиками)

В основе идеи любой CRM-системы - управление активными взаимоотношениями с покупателем. Если встраивать эту идею в концепцию управления бизнесом предприятия - это система организации работы фирмы с ориентировкой на потребности клиента, на более активную и плодотворную работу с клиентом. CRM нацелен на совершенствование продаж товара (услуги), а не на производство.

Основные функции, которые могут быть реализованы в CRM-системах - на картинке ниже.

Как мы видим, наш условный Михалыч будет рад такому набору функций, а условный Дулин никогда не останется без работы. <br />
Как мы видим, наш условный Михалыч будет рад такому набору функций, а условный Дулин никогда не останется без работы.

ECM (Enterprise Content Management) — поддержка единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов.

ECM-системы - это комплекс приложений для управления корпоративным контентом, который предназначен для создания единого информационного пространства предприятия.

Основные функции ECM это: ввод данных (сканирование, распознавание, ввод веб-форм...); хранение контента, создание резервных копий; категоризация, разметка контента; поиск и индексация; представление контента пользователю; совместная работа над контентом; контроль доступа; контроль версий; публикация контента; управление бизнес-процессами организации работы с контентом

Наш "Дулин" будет счастлив после внедрения ECM-системы на предприятии - ведь с ее помощью он сможет не только получить нужные ему для производства чертежи и другую конструкторскую документацию, просмотреть информацию из корпоративной базы знаний, восстановить техпроцесс по диалогу с конструктором в корпоративном мессенджере, а еще полюбоваться фотографиями с последнего корпоратива, где было сделано их совместное фото с "Михалычем".

"Дулин" заинтересован перспективами внедрения ECM-системы<br />
"Дулин" заинтересован перспективами внедрения ECM-системы

"Но позвольте!", может воскликнуть искушенный и компетентный читатель. "Ведь у нас уже есть такой класс систем, как CMS - система управления контентом. Зачем же мы плодим сущности и порождаем новые классы там, где все уже придумано?"

На первый взгляд может показаться что это примерно одно и то же, но на самом деле под этими аббревиатурами имеют совсем разные вещи. Под CMS обычно подразумевают систему управления сайтом. По сути своей, это движок, позволяющий довольно быстро построить работоспособный сайт и поддерживать его функционирование - редактировать контент, публиковать новости, модерировать дискуссии.

ECM же - это комплекс приложений для управления всевозможным корпоративным контентом и бизнес-процессами. ECM может содержать в себе и корпоративный портал, и корпоративный сайт (вместе с его CMS), и вики, и систему документооборота (о ней - дальше).

HRM (Human Resource Management) - управление персоналом

HRM-системы позволяют решить две основных задачи: упорядочить все учетные и расчетные процессы, связанные с персоналом; и снизить потери, связанные с уходом сотрудников.

Михалыч обсуждает с Дулиным перспективы развития специалистов с использованием HRM-систем<br />
Михалыч обсуждает с Дулиным перспективы развития специалистов с использованием HRM-систем

Выделяются следующие основные задачи HRM-систем:

- привлечение, удержание и мотивация персонала;

- достижение реализации стратегических целей компании путем декомпозиции их до уровня каждого сотрудника;

- развитие и обучение кадрового потенциала в соответствии с целями компании;

- стратегическое планирование организационных изменений и формирование бюджетов;

- поддержка принятия управленческих решений;

- снижение затрат на осуществление учетных функций в области управления персоналом.

Таким образом, HRM-системы можно, в определенном смысле, назвать «CRM-системами наоборот», привлекающими и удерживающими не покупателей, а собственных сотрудников компаний. Разумеется, методы здесь применяются совершенно иные, но общие подходы схожи. И нашему "Михалычу" такая система пригодится, если он захочет либо удержать "Дулина" от увольнения, либо найти на его место нового квалифицированного специалиста.

22
Начать дискуссию