Обуздать горящий велосипед: как тренер-методист приступает к систематизации процесса обучения
Привет! Я Эля Абзалова, тренер-методист digital-продуктов. Пришло время рассказать о том, какие сложности я встречаю в своей практике и какие решения нахожу. Пост будет полезен тренеру-методисту, который только начинает систематизировать процесс обучения.
Мне дико повезло, меня часто приглашают в проекты, в которых по части обучения статус такой: "конь не валялся", "поле непаханное", "мы уже не понимаем, как этот процесс обуздать".
Первая мысль (даже если процесс знаком) - Что делать? Куда бежать?
Без паники:
1) Для начала я в принципе знакомлюсь с командой и смотрю, какие материалы по продукту/теме уже есть. В каком они состоянии?
Да, вы должны знать обо всём вокруг обмена знаний о продукте. Более конкретный формат для этого шага - custdev.
Кому нужен список вопросов - подхватите в моем tg-канале:
2) Выявите ключевые форматы материалов и площадки их размещения.
Тут вы можете встретить идею, что зря тратили время на выравнивание интервалов в кратком руководстве пользователя, с большим успехом за это время вы могли бы нашлепать с десяток действительно важных скринкастов.
Зачастую обучающие материалы по digital-продуктам могут содержаться в 4-х форматах:
- гайды в wiki-формате;
- короткие руководства пользователей;
- справки-подсказки внутри самой системы;
- скринкасты (короткие видосики по конкретному функционалу продукта).
Если есть что-то еще из вашей практики - допишите в комментах, пожалуйста.
3) Пока делаете скринкасты (или подсказки, или все таки обновляете руководства) - настройте привязку к версионости продукта. Именно продукта.
Бывает указание версии самого файла: например, "Руководство пользователя_v.10". О чем это для пользователя? Да ни о чем. Эта информация важна для составителя руководства.
4) Когда вы сделали десяток скринкастов или новых глав и поняли, что впереди их будет тысяча - не отчаивайтесь. Захватите бутылочку вина и подумайте про архитектуру системы обучения.
Каркас важно сформировать таким образом, чтобы он позволил вам не убиться в процессе создания материалов, имел продуманные каналы донесения инфы и толпу союзников по вашему направлению деятельности (поверьте, они есть). Забегая вперед скажу, что тут будет уместно применить геймификацию.