ТОП-5 ошибок релокации в ОАЭ. Или как отсутствие подготовки убивает мечты…
Но сначала, почему Эмираты? ОАЭ — это не только роскошная жизнь, сверкающие небоскребы и вечное лето. Это настоящая Meкка деловой жизни: комфортная юрисдикция, инвестиционная безопасность, безграничные возможности для бизнеса даже сейчас – в сложнейших геополитических условиях. Для многих российских бизнесменов Эмираты – настоящее спасение.
По данным исследования Expat Essentials Index 2022 г, Дубай – город лучших перспектив для экспатов. В Эмиратах большинство иностранцев никогда не сталкивались с бюрократией (61%); отсутствует языковый барьер (почти все говорят на английском); все важные государственные услуги можно получить онлайн; много фризон, где не нужно платить налоги.
В общем, о переезде задумались даже те, кто раньше никуда не собирался. И я, как релокант со стажем, больше 15 лет помогающий переезжать людям и масштабировать или реорганизовывать бизнесы, расскажу про 5 фатальных ошибок, которые допускают многие релоканты. О, боже, не делайте так!
Релокация в ОАЭ: 5 фатальных ошибок
1. Отсутствие пошаговой стратегии релокации
Большая ошибка – не продумать стратегию заранее, где и как жить, чем заниматься и как зарабатывать на жизнь. Первое, о чем думают, собираясь в Арабские Эмираты – это о легализации и получении документов. Резидентскую визу (Emirates ID)выдают на основании:
- покупки недвижимости от 204 000$
- открытия компании
- лицензии фрилансера
- трудового контракта
- поступления в ВУЗ
Процедура получения карты проходит через государственный центр услуг и подачу заявки на сайте ICP. Также придется сдать биометрические данные для идентификации.
Обычно стратегию релокации в ОАЭ продумывают еще на родине, и чаще всего она зависит от стартовых условий и целей:
Переезд с целью сохранения бизнеса. Санкции многие российские компании поставили под удар. Товарный кризис, логистический тупик, транзакционный бан. Что может быть ужаснее для бизнеса?
Минимизация налогов. Среди наших кейсов – не только российские, но и европейские компании, которые устали от зарегулированных насмерть экономик, и смотрят в сторону фризон, фактически освобождающих их от большинства налоговых обязательств. В особенности это актуально для цифровых кочевников: ИТ-компаний, инфобизнеса.
Перевод активов в безопасную юрисдикцию. Это самая поливариантная ситуация. Можно переехать в ОАЭ и ничем не заниматься. Но на практике такое бывает редко. Через какое-то время люди начинают маяться от безделья и возвращаются в бизнес.
В моей практике был случай, когда помогли ребятам с открытием компании в ОАЭ. Изначально планировалось, что компания будет номинальной — просто основание для переезда. Но через полгода ребята заскучали и решили работать. Снова обратились к нам и попросили вести их бухгалтерию, так как бизнес пошел в гору.
Ну, кстати, вы удивитесь, но многие российские бизнесмены, открывающие здесь компании, неплохо себя чувствуют с точки зрения рентабельности, потому что Эмираты, конечно, все из себя лакшери, но с сервисом там беда-беда. И если вы хорошо работаете, а вашим клиентам не приходится бегать за вами и умолять об услуге, то у вас уже большой отрыв от большинства существующих компаний. Другой вариант сохранения и приумножения активов – покупка готового бизнеса. Вполне себе реалистичный подход. Спросом пользуются производства, автомойки, салоны оптики, рестораны. Повторюсь, что бизнес в ОАЭ может быть успешным, если компания с уважением относится к своим клиентам, не забивает на сервис и маркетинг.
Итак, если вы планируете релокацию в ОАЭ, определитесь заранее с тем, какие цели вы преследуете и как планируете получить Emirates ID.
Полезные ссылки:
2. Бизнес планирую, но как – не знаю
Стратегия «приеду – разберусь на месте» обычно стоит несколько десятков тысяч долларов и потери минимум полугода. Лучше, еще будучи на Родине, продумать наперед, как и какой вести бизнес, где брать контрагентов, какие связи налаживать, как быть с логистикой, бухучетом и так далее.
С чем чаще всего сталкиваются начинающие бизнесмены в ОАЭ? Обычно это сюрпризы, связанные с отсутствием внятной стратегии и ее пошаговой реализации. Ребята зарегистрировали компанию и обратились в банк для открытия счета. Им отказали. Они обратились в другой. После очередного отказа попросили помощи у «знающих людей». Оказалось, что компания зарегистрирована не там и лицензия не та. К счастью, обошлось без штрафов, потому что толком деятельность не начали. В итоге компанию пришлось регистрировать заново. Цена ошибки – 20 000 USD и потеря нескольких месяцев. Надо ли говорить, что часть их контрагентов успела разбежаться? Так с учетом упущенной выгоды потери значительно больше.
Другие умельцы, открыв компанию в ОАЭ, получили себе с наскока лицензию general trading. О, боги, не делайте так! Конечно, мы тоже помогаем нашим клиентам с оформлением лицензии general trading, но никогда не делаем это с самого начала работы компании. Это лицензия для торговли всем и вся. И для банков – настоящий стоп-сигнал, счет они открывают, мягко говоря, со скрипом и месяца три пристально контролируют любую транзакцию. В итоге у этих ребят оказалось два варианта: закрывать лицензию и открывать новую, ну или регистрировать фирму с нуля. В такой ситуации обычно смотрят, что дешевле и экологичнее.
В общем, я бы не рекомендовал с наскока разбираться в хитросплетениях арабского бизнеса. Концепцию и шаги лучше прорабатывать с пониманием законов и знанием местной специфики.
По данным свежего исследования Cost of Living 2023 компании Mercer, за последнее время в Абу-Даби и в Дубае резко выросла стоимость жизни, но при этом рост экономики продолжается. Только в 2021 году было выдано свыше 70000 новых лицензий на бизнес – спрос вырос на 69% по сравнению с 2020 годом.
В любом случае перед открытием компании в ОАЭ, вам будет полезно ознакомиться: полноценный мануал и официальная инструкция на сайте Министерства экономики ОАЭ.
3. Незнание особенностей законодательства и местных особенностей
Перед тем как отправиться в другую страну, обязательно ознакомьтесь с ее законами и традициями. В противном случае, вас могут сильно удивить некоторые местные правила.
Что касается ОАЭ. Регистрация и годовое обслуживание компании обойдется от 12 000 до 20 000 долларов США. Кроме того, нужно знать, какие основные требования для осуществления предпринимательской деятельности в ОАЭ существуют:
- лицензирование
- регистрация в торгово-промышленной палате.
Лицензия, к примеру, для каждого вида бизнеса выдается разная. Фрилансеры, ремесленники и другие узкопрофильные специалисты получают профессиональное разрешение; продавцы услуг и товаров получают коммерческую лицензию, а производителям предоставляется промышленная лицензия.
Все типы лицензий выдаются на один год, затем их необходимо продлевать в Экономическом департаменте, с дополнительным подтверждением в различных управленческих органах, преимущественно в министерствах.
Наиболее строгие требования предъявляются к компаниям, занимающимся добычей или сбытом нефти и газа. Для них установлены отдельные корпоративные налоги. Также предусмотрены высокие акцизные сборы для определенных видов деятельности, например:
- 100% акцизный сбор на электронные сигареты и табак;
- 50% акцизный сбор на газированные напитки.
Кроме того, некоторые виды деятельности требуют предоставления банковских гарантий.
Лучше заранее изучить особенности местного законодательства, применительно к вашей сфере деятельности. Просто приехать, зарегистрироваться и начать торговать или заниматься другими делами не получится.
4. Отсутствие планов на бюджет и самонадеянность
Одна из самых глупых ошибок – не планировать свои расходы заранее. Хотя бы широкими мазками. Имейте в виду, что полагаться на собственные силы будет тоже слишком самонадеянно. В одиночку будет крайне сложно открыть компанию, организовать логистику, найти партнеров, не забыть про маркетинг и т.д. Старые связи тоже, скорее всего, дадут сбой. У нас были клиенты, которые рассчитывали на помощь друзей из России и Италии. Увы, но их влияние не распространялось на ОАЭ, и они ничем не смогли помочь.
Заранее заложите в свой бюджет возможные расходы на услуги компаний-посредников. Позже вы поблагодарите себя за такую дальновидность.
5. Отсутствие деловой хватки и умения считывать ситуацию
ОАЭ – не то место, где можно позволить себе быть наивным. Здесь легко стать жертвой мошенников, особенно, если у вас нет четкого плана расходов и понимания местных цен.
Обмануть могут на чем угодно: начиная от завышения цены в такси и заканчивая серьезными аферами с поддельными документами. Особенно это касается бизнеса – не доверяйте, не перепроверив контрагента лично! И неважно как долго вы уже находитесь в Эмиратах – 3 дня, 3 месяца или 30 лет кряду.
Как проверить контрагента? Вот несколько способов:
- Запросите сертификат Good Standing.
- Запросите подтверждение сертификата в Министерстве иностранных дел ОАЭ.
Проверка потенциальных партнеров и контрагентов – важная составляющая безопасного и успешного предпринимательства в ОАЭ.
Заключение
Ведение бизнеса — непростая задача, а в условиях новой юрисдикции Объединенных Арабских Эмиратов, особенно. Другое законодательство, чужой менталитет, культурные традиции, отсутствие знакомых — каждый из этих факторов усложняет ситуацию.
С LP Relocate ведение международного бизнеса станет понятным, комфортным и безопасным процессом. Обеспечим полное сопровождение вашего бизнеса в ближневосточной юрисдикции, включая бухгалтерию, лицензирование, патентование и регистрацию товарных знаков, трудовое право, логистику, маркетинг и что особенно важно – поиск надежных партнеров. Кроме того, мы действительно помогаем компаниям зарабатывать больше, используя все преимущества новой юрисдикции.