Подготовка фокус-групп в формате онлайн – ТОП-5 пунктов
Формат онлайн-опросов не только прочно вошел в нашу жизнь с ковидом, но, кажется, теперь останется с нами навсегда, как базовый. А потому важно понимать, что стоит предусматривать при его планировании. В данном случае расскажу про специфические моменты, свойственные именно для фокус-групп и именно в формате онлайн.
1.Все респонденты должны быть вовлечены и не отвлекаться.
Это, безусловно, момент, который стоит проговорить со всеми очень четко и не раз. Да, это важно и для глубинных интервью – но здесь он приобретает решающее значение. Потому что разговариваем мы не с одним человеком, их у нас стандартно должно быть сразу 6. И если каждый из них поочередно будет отвлекаться на детей/ собак/ супруга, искать что-то в интернете или вести машину… А вы в свою очередь – на внушения каждому… Можете забыть про тайминг и продуктивное общение.
И поверьте, проговорить это слишком много раз просто невозможно. Рекрутер очень четко рассказывает про эти правила при проверке респондента и приглашении его на группу, затем – при подтверждении участия в группе за день до этого/ утром этого же дня, а потом еще и модератор в начале группы должен проговорить то же самое, и весьма четко. Я обычно еще и рассказываю про коллективную ответственность каждого участника группы за то, чтобы она прошла четко по нашему таймингу и никто не задерживал «коллег по группе». Только так и никак иначе.
2.Каждый респондент находится строго дома в отдельной комнате.
Момент, который обеспечивает в том числе выполнение предыдущего и последующего пунктов. Строго никаких подключений с улицы, из подъезда, из машины (особенно во время вождения!), с детской площадки, из торгового центра и прочих шумных и ненадежных мест. Только дома и только в отдельной комнате (если в этот момент в квартире есть кто-то еще из членов семьи/ друзей/ соседей).
3.У каждого респондента гарантированно хороший интернет.
Да, этот момент может показаться странным с учетом того, что статья пишется в 2022-м году, когда «у всех хороший интернет». В реальности же это совсем не так.
И знаете, что самое забавное? Мы сталкивались с отвратительно работающим интернетом не в Тюмени или на Камчатке… А в Москве. Да, у респондентов в Москве порой бывает ужасный домашний интернет. Поэтому даже если ваши респонденты живут в Москве/ МО, не постесняйтесь и уточните этот момент. И будьте настороже, если кто-то вдруг упомянет про поездку на дачу в даты проведения фокус-группы – здесь, скорее всего, будут проблемы со связью, так что на такого человека лучше либо не рассчитывать, либо проговорить недопустимость этого заранее.
При этом имейте в виду, что если вы планируете не просто общение, но хотите показывать онлайн какие-то идеи, а то и видео – вот тут хороший интернет вообще будет критичен для понимания и оценки!
4.Никакого участия респондентов со смартфонов – только ноутбук/ стационарный компьютер.
Имейте в виду, что рисков здесь предостаточно.
Во-первых, это потенциально тот самый респондент, который захочет пообщаться с вами из странного места – например, пока ведет машину или гуляет с ребенком на улице. Вовлеченность? Забудьте об этом.
Во-вторых, почти наверняка это мобильный интернет. А значит – здравствуйте, возможные проблемы с интернетом. Да, респондент будет утверждать, что у него «отличный интернет». И все-таки он почти наверняка подведет.
В-третьих, телефон в процессе 2-х часового общения имеет свойство разряжаться, а респондент – вылетать их беседы. Тут, кажется, без комментариев, да?
В-четвертых, это все-таки маленький экран (даже если «У меня большой экран!», он все равно меньше экрана ноутбука). И это может быть очень важно, если вы показываете что-то респондентам. Например, тот же рекламный ролик. Как вы можете быть уверены, что конкретный респондент действительно рассмотрел его?
5.Общение происходит строго с включенным видео.
Скажу сразу, это очень важно и для глубинных интервью – но при проведении фокус-групп становится еще более критичным. Включенная камера помогает как самому респондент оставаться более собранным и вовлеченным, так и вам отслеживать его «включенность и вовлеченность» в группу. А при возникновении каких-то проблем – оперативно сделать внушение.
Прибавьте к этому более простое установление какого-никакого контакта и возможность видеть и обращать внимание на эмоции участников группы, что также важно.
В заключение, пожалуй, пусть будет еще такая мысль для понимания: то, о чем я писала выше, можно как-то пережить на глубинных интервью (хотя не стоит) – но на фокус-группах, когда у вас сразу несколько человек, это может разрушить все. Именно потому, что вам нужно состыковать в одном месте в одно время всех респондентов. Желательно не переделывая потом эту группу.
Только представьте, что это будет за действо, если один респондент будет бесконечно отвлекаться, другой – иметь проблемы с интернетом, третий – не сможет рассмотреть рекламный ролик из-за того, что у него маленький экран… Качественно проведенной фокус-группой я бы это не назвала. Вам в принципе повезет, если вы сможете вытащить из них хоть что-то.
Не забывайте подписываться на наши соцсети:
- Telegram-канал агентства https://t.me/market_qual_research
- Мой личный Telegram-канал https://t.me/marketing_from_Julia
- YouTube-канал на русском языке https://www.youtube.com/channel/UCffpfP52tFf31yAJiIJ0V8w
- Недавно запущенный YouTube-кана на английском языке
- Этот аккаунт на vc.ru
И делитесь, конечно, своими мыслями/ комментариями/ вопросами – буду отвечать!
один раз проводила фокус группу, все пункты были выполнены кроме включенных камер
но все прошло очень хорошо
Ох, без включенных камер все могло быть хорошо именно потому, что респондентов было невидно, а они занимались там чем-то своим)))
Но надеюсь, что действительно хорошо!