5 методов, как сочинять музыку

5 методов, как сочинять музыку

У меня нет традиционной музыкальной школы (6 лет на пианино), но я закончил 2 года Рок-лицея в ДК «Красный Химик», прослушав класс по основам сольфеджио и отучившись у двух преподавателей по классу гитары. Примерно с 14 лет я начал играть в группах, и продолжаю это делать до сих пор, сейчас мне уже «более чем за 30», и можно смело сказать, что музыкой я занимаюсь больше чем половина жизни. При этом я не профессиональный музыкант, я работаю в ИТ, и музыка, моё хобби. Я выступал с разными группами на концертах в маленьких клубах («Свалка», «Китайский Лётчик Джао-Да», «Молоко», и больших музыкальных фестивалях «Нашествие», «Мотоярославец».

С самого начала занятия музыкой я решил для себя, что буду сочинять собственные музыкальные произведения, и не будут играть чужие песни. Не могу сказать почему я так решил, но факт остаётся фактом.

За много лет общения с теми, кто играет и сочиняет музыку, основной болью является то, как сочинять свою собственную «авторскую» музыку. Я выделил 5 методов или способов, как сочинять музыку.

1. Способ на основе вдохновения

Состояние при котором мелодия рождается у вас в голове, и вы просто переносите музыкальное произведение «на бумагу». Ваш «внутренний» голос сам «всё делает» за вас, нужно только поймать это состояние и запомнить полученный результат. Очень удобно, вам кажется что мелодия приходит к вам «из вне», или из таких глубин подсознания, что в обычном состоянии, туда добраться не возможно. Кажется удивительным, что такую мелодию мог сочинить именно ты, так как в обычной жизни подобное кажется нереальным.

Из минусов отметим то, что вдохновение «капризно» и может подолгу не посещать вас.

Особенно пугливым бывает вдохновение, когда сроки поджимают, а нужно выдать результат.

Также возможен вред причиненный здоровью, при попытках «стимулировать» вдохновение, которое к сожалению стимулировать невозможно.

2. «Методологический» способ

Вы профессионал и просто «пишите» композицию по всем правилам создания музыки, опираясь на стилистические «жанровые» особенности. Это профессиональный подход на основе знаний, получившейся результат может быть не очень интересен с точки зрения искусства в целом, но зато это эффективный способ создания творческой продукции.

Вся популярная музыка использует этот метод, так как он наиболее предсказуем и понятен в попытках завоевать симпатию конечного слушателя. Но несмотря на это, доля непредсказуемости все равно остаётся даже при использовании этого метода, так как нельзя на 100% предугадать что «зайдёт» слушателю, а что нет.

5 методов, как сочинять музыку

3. «Реферальный» способ

Способ, когда вы берёте за основу чужую композицию и имитируете её с небольшими отличиями «особенностями», настолько существенными, что бы ваша композиция уже не напоминала оригинал, которым вы были «вдохновлены». До некоторой степени копируется звук, музыкальная форма и настроение.

Автор «сочинитель» берёт композицию «пример», пропускает её через свои «мозги» и выдаёт новую «авторскую» версию оригинала. Есть мнение, что таким способом придумывается всё, так как ничего нового уже придумать не возможно, а возможны только «вариации на тему». Автор в данном случае просто адаптирует идею согласно местным особенностям и предпочтениям.

4. «Генеративный» способ

Метод, в котором сочетается знание основ музыкальной композиции, владение определимым музыкальным жанром и умение использовать приборы и программы, генерирующие в случайном порядке ноты, создавая таким образом мелодии и звуковую палитру, из которой и собирается будущая музыкальная композиция.

Данный метод больше всего использует звуковой дизайн (саунд-дизайн) и чаще используется при создании музыкальных композиций в электронной музыке. Метод случайного поиска, проб и бесчисленных вариаций. Надо отметить, что при кажущейся механизации и роботизации процесса сочинения, до сих никакой Искусственный Интеллект не смог написать сам что то более менее стоящее, используя данный метод, то ест роль автора все равно остаётся центральной.

Моя домашняя студия

5. «Импровизационный» метод

Данный метод часто используется в «живой» музыке, когда музыканты договариваются о тональности и темпе «рыбы» и дальше начинают играть «импровизировать» в поисках новых тем и ходов для будущей композиции. При таком методе важно вовремя фиксировать «выделять» получающиеся эпизоды и собирать из них новый материал. Лучше всего такие импровизации записывать на диктофон, качество записи здесь не играет роли, главное что бы на записи можно было распознать мелодию и основные детали. Далее с этим можно продолжить работу дома, дополняя и комбинируя сочинение.

Я не стал выделят в отдельный метод гибрид выше описанных способов, который позволяет сочинять собственную музыку, возможно есть ещё какие-то методы или вариации способов.

Поделитесь, если вам есть чем дополнить этот список.

33
1 комментарий

Кирилл,большое спасибо,за статью,об очень важном,для музыканта деле,сочинении музыки.Ведь многие ,если не почти все прожив всю жизнь так и не понимают,как же писать музыку.Это действительно таинство какое то или магия.Вы правильно пишете что ни один еще искусственный интеллект не в состоянии сочинить гениальную мелодию.Это означает,что никогда Он не сможет заменить человека.Человек,это всегда творческое начало,а искусственный интелект способен только сортировать какие то мешки,на большее он не способен.Вы точно подметили что уже все придумано,в смысле например
ритмических формул.А это очень важно.Для сочинения музыки всегда нужна ритмическая формула,а если нет готовых стихов,то можно использовать и уже известные и другие стихи или песни.Я считаю что сочинение ,Ещёэто есть наложение полутонов,тонов,хроматик,терций и других интервалов на ритмику стиха.Еще,я думаю что в сочинении самое главное это придумать яркое начало,дальше пойдет уже как то само уже по накатанной... Но вот это и есть самое трудное.Нужно найти такое начало чтобы оно с первых же тактов уже ,,очаровывало,,Это необыкновенно трудно.Я еще этого добиться не могу.Отметаю сотни вариантов.Но почему то верю что стоит только получится один раз и будет получаться всегда.Это только и окрыляет.Мне даже кажется что для этого нужно приложить какое то волевое усилие или же повторять про себя какую то формулу приводящую к успеху.
Спасибо Вам за интересную статью и желаю Вам тоже добиться тоже находить такие яркие начала,если Вы еще этого не добились,а если уже добились,то искренне подздравляю Вас ,так как Вы уже стали и Композитором и Магом в полном смысле этого слова в отличии от меня.

Ответить