Единый учебник: теперь учебники будет писать и издавать государство. Опубликован приказ Минпросвета
Изданием теперь будут заниматься подведы Минпросвета.
Пересказывать полностью не буду, почитайте сами.
Если совсем кратко, то теперь пишут учебники и учебные пособия для школ и частично для СПО не коммерческие издатели с авторами, а само министерство (государство) силами своих подведомственных институтов. Затем учебники апробируются и издаются тоже государством.
Естественно, при таком подходе государство не будет издавать конкурирующие линейки учебников и будет просто единый учебник для всех предметов. Напомню, Путин заявлял про единый учебник по истории, но Минпросвет хочет единый учебник по всем предметам.
Теперь немного критики:
1) Так и не ясно за чей счет банкет. Кто оплатит издание учебников и учебных пособий. Раз Минпросвет отвечает, он и платит? Раньше платили школы.
2) Ненаучный подход к созданию учебника. Вместо того, чтобы измерить его эффективность и "лучшесть" по сравнению с предыдущим, эксперты будут галки расставлять в нескольких опросах. Такое уже было при экспертизе ЭОР, когда, напомню, разница между множеством лучших и множеством худших ЭОР составляла 2%, то есть экспертный подход по привычной Беспросветным методике просто не способен выделить хороший учебник от плохого, он способен если только совсем эпичные ошибки найти.
3) ЭОР почему-то вообще не упомянуты, только электронные формы учебника. Мне до этого казалось, что весь этот замес с перечнем ЭОР формально должен был обосновываться целостностью учебника, методуказаниям и ЭОР, но нет, опять учебники+методички отдельно, а ЭОР отдельно.
4) Отсутствие конкуренции, подход с госзаказом на выпуск учебника и оценка по формальным критериям приведут не к "лучшему в мире советскому учебнику", а к не самому качественному учебнику с плохой мотивацией на улучшение. И пока edtech идет в сторону адаптивных курсов, Минпросвет идет в противоположном направлении единиизации образовательного пространства и попытке из разных детей выстругать по одному шаблону одинаковых Буратино не учитывая их индивидуальные особенности, что можно сделать в адаптивных курсах с индивидуальными траекториями и вряд ли в едином образовательном пространстве, построенном на базе единого учебника, единых методических материалов и единых ЭОР.
P.S. в ситуации, когда издавать учебники будет государство, покупка государством издательства Просвещение, которое вместе с поглощенными издателями издает видимо более 90% всех учебников в стране, начинает играть новыми красками. Выход единого государственного учебника и издание учебника самим государством умножает всех школьных коммерческих издателей на ноль, их опыт, авторский коллектив, отношения со школами, репутация, каналы продаж больше ничто не значат, ибо издает теперь государство и покупка Просвещения при оценке почти 100 млрд. руб. перед тем, как оно станет стоить почти ноль - очень подозрительная сделка. Какой смысл покупать Просвещение на пике при оценке 100 млрд., когда оно скоро станет стоить 0?