Опасные игры «коричневого» PR: от популизма до фашизма
Он речист, чувствует боль аудитории, умело управляет толпой. Под музыку и громкие лозунги громить врагов нации он ведет массы на смерть и делает на этом огромные деньги. Рассказываем о самом кровавом, самом алчном и безжалостном манипуляторе.
Вот и наш бритоголовый субъект с усами щеточкой. От его змеиного, гипнотического взгляда сквозь пенсне становится как-то не по себе.
Одет во френч, на ногах – сапоги военного образца. Иногда заимствует у своего «зелёного» братца камуфлированный костюм.
Крайне брезглив, из-за чего подолгу моет руки. А они у него часто по локоть в крови.
Очень хорошо подвешен язык – трындеть может часами. Его излюбленные темы – превосходство расы, чистота нации, угроза государственности, враги народа и военное дело. При этом не терпит возражений. Чуть что – набрасывается на оппонента, плюет в лицо, целясь прямо в глаза. А если достать не может, его рука тянется к кобуре на поясе. Словом, характер далеко не нордический, скорее – психопат и параноик.
Вот он любезно приглашает в свою комнату. Придется зайти. Недаром говорят: «Доброе слово и пистолет приносят больше результатов, чем просто доброе слово».
Стоит переступить порог комнаты, как по ушам бьет фоновый шум из громкоговорителя – речи Гитлера, Черчилля, Рузвельта и Сталина перемежаются то военными маршами, то канонадой, то ревом толпы, то гимнами, то радиопередачами «Голос Америки». Эту психическую атаку дополняет «какофония» резких запахов – крови, пороха, портянок и типографской краски от сложенных на полу агитационных листовок.
Раз уж мы здесь, осмотрим комнату.Стены обклеены постерами, на которых изображен сам хозяин комнаты в разной обстановке. Вот он общается с народом онлайн, а вот тут – оффлайн. Здесь он в блиндаже со штабистами, а здесь – марширует во главе колонны демонстрантов.
Но гораздо больше пропагандистских плакатов – призывы вступать в ряды вооруженных сил, умереть за Отчизну, разоблачить шпиона или «настучать» на соседа.
На письменном столе – ноутбук, бланки похоронок, рупор, бюсты Демосфена, Цицерона, стакан, графин с водой и недопитая кружка пива.
В книжном шкафу – ордена и медали, шахматные фигурки, модели самолетов и танков, оловянные солдатики и куклы-марионетки. Книг мало, в основном это труды Ницше и Мальтуса. Есть несколько книг по психологии и ораторскому мастерству. Особняком стоит запрещенный «Mein Kampf». Можно увидеть рекламные буклеты швейцарских банков.
Тут хозяин комнаты открывает платяной шкаф и с гордостью демонстрирует эсэсовский мундир, флаг Исламского государства, балаклаву и бейсбольную биту.
Пока вы приходите в себя от увиденного, он начинает нести какую-то дичь. Хочет, мол, устроить стрим – собрать всех своих подписчиков на площади, затем выйти на балкон в мундире офицера СС и толкнуть зажигательную речь. Говорит, что его «желтый» братишка идею поддерживает, а для пущего эффекта - предлагает выступить без мундира, но с экстравагантным макияжем и в одном носке. Так сказать, «almost naked».
Мол, это сейчас модно. Правда, «серый» брат отговаривает его от этой затеи и сует под нос Уголовный кодекс. Впрочем, «коричневый» и сам на дух не выносит либералов, запрещенных в РФ ЛГБТ-шников и других сомнительных элементов, подрывающих устои семьи, нации и государства, ибо…
Пока его речи и жестикуляция не ввели нас в транс, под благовидным предлогом покинем это шумное место и почитаем досье на нашего героя в тишине и спокойствии.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
Начнем с определения.
Что такое «коричневый» пиар
«Коричневый» пиар – это технологии, спекулирующие на теме социальных отношений, ксенофобии, нетерпимости общества к другим народам, культурам, конфессиям, определенным социальным группам. Под прикрытием популистских, патриотических лозунгов и защиты традиционных ценностей общества продвигаются идеи милитаризма, радикального национализма, расизма, шовинизма и другие нужные (конкретному лицу или группе лиц) идеи, решаются поставленные задачи.
Откуда этот пиар получил свое название?
Происхождение термина
Данная разновидность пиара именуется коричневой из-за методов и технологий, которые изначально активно использовала именно фашистская пропаганда. С коричневым же цветом фашизм стал ассоциироваться благодаря французскому писателю Жан-Полю Сартру, который гитлеровский режим и фашистскую идеологию в целом охарактеризовал термином «коричневая чума».
Ну а сам цвет униформы, которую носили члены штурмовых отрядов СА и высшее руководство НСДАП в 20-30-е годы прошлого века, был выбран национал-социалистами по воле случая. Дело в том, что к тому времени на военных складах скопились десятки тысячи коричневых штанов и рубашек для африканских колониальных войск – наследия кайзеровской эпохи.
При слове «фашизм» или «нацизм» в голову приходит, в первую очередь, Адольф Гитлер, однако главным идеологом считается именно Йозеф Геббельс, министр пропаганды и главный «пиарщик» Третьего Рейха.
Какими же чувствами и настроениями масс играет «коричневый» PR?
Методы «коричневого» пиара
Наш сегодняшний персонаж предпочитает следующие интструменты:
- игра на авторитарных ценностях;
- критика либерального и индивидуалистического мировоззрения;
- декларирование популистских социальных или экономических программ;
- игра на недоверии, ненависти и страхе большей части граждан страны к представителям иной социальной группы, национальности, расы, конфессии, носителям иного менталитета;
- отстаивание традиционной национальной культуры и религии;
- использование психологии толпы;
- прославление насилия и милитаризма.
Благоприятные условия для возникновения «коричневого» PR
Но сам по себе «коричневый» пиар распространиться не может. Для этого нужны определенные предпосылки:
- Падение уровня жизни населения.
- Обострение кризисных тенденций и процессов в важнейших сферах жизнедеятельности общества.
- Утрата национальной и культурной идентичности вследствие глобализации.
- Кризис мультикультурализма, рост социальной напряженности из-за увеличивающегося потока иммигрантов, которые не вписываются в новую среду.
- Кризис массовых партий, их идеологическая схожесть.
- Рост числа молодых людей, которые не могут реализовать себя в новых условиях развития социума и которые причину собственных неудач видят во внешних врагах.
- Активное развитие киберпространства, где политические силы самого разного толка могут транслировать свои взгляды широкой аудитории.
- Терпимость государства и толерантность общества к маргинальным и экстремальным группировкам.
Каковы же проявления «коричневого» пиара в наши дни?
Современное лицо «коричневого» PR
В наши дни «коричневый» пиар используется, чтобы придать рекламному продукту окраску милитари. Например, в рекламе может фигурировать военная форма, использоваться игра слов с военными командами: «стоять!», «отбой!», «упал – отжался!», «огонь!», «отставить!» и т.д. По этой причине «коричневый» пиар называют также «пиаром цвета хаки».
Пример:
- армейские рекламные ролики типа «Присоединяйся к своим!» и «Своих не бросаем!»
Антипримеры:
- PR-кампании чиновников, заявляющих о том, что они либо сами едут на передовую, либо отправляют туда своих детей. При этом все понимают, что о длительном ведении военных действий, да еще на линии соприкосновения речь не идет;
- нашумевший ролик о службе в армии США. Этот ролик, в котором рассказывается о девочке, воспитанной двумя мамами, раскритиковали сами же американцы. Причина провала – непонимание сути «коричневого» PR, который опирается на авторитаризм и традиционные ценности, а значит полностью исключает либерализм с его производными.
По большому счету, термин «коричневый» PR в современном мире допускает более широкое толкование и применим к любым фанатичным последствиям пропаганды, включая силовое, вооруженное вмешательство, физическое уничтожение людей с другой внешностью, другими взглядами или целой страны с иным экономическим строем.
Негативные примеры:
- Крестовые походы;
- Варфоломеевская ночь;
- «Тропа слёз»;
- еврейские погромы;
- джихад;
- геноцид;
- большинство войн, особенно начиная с прошлого века;
- концентрационные лагеря и лагеря ГУЛАГа;
- «холодная» война;
- бойкоты Олимпиад 1980-го и 1984-го годов;
- военное лобби, которое стоит за бомбардировками Белграда, вторжениями в Афганистан, Ирак, Ливию и другие страны;
- террористические акты, за которыми стоят не психопаты-одиночки, а организации и группировки;
- антироссийские санкции Запада;
- движение скинхедов;
- движение футбольных фанатов.
Если же говорить о «концентрированных» проявлениях современного «коричневого» пиара, то нельзя не упомянуть неонацистские и национал-социалистические партии и организации, разбросанные по всему миру и действующие как на легальных, так и на полулегальных основаниях. Некоторые из них в своих эмблемах неприкрыто используют свастику или символы нацистской Германии, задевая чувства и эмоции тех людей, которые хранят память о подвиге своих предков.
Резюме
На этом наше знакомство с «коричневым братом» подошло к концу. Не знаю, как вы, но я закрываю его досье со вздохом облегчения. Хотя у меня в голове всё еще звучит бравурный марш, вой авиабомб, автоматные очереди, стоны раненых, крики женщин и детский плач.
Но надо «перезагрузиться», чтобы со свежей головой познакомиться с очередным братом этой большой семьи, носящей громкую фамилию PR. Надеюсь, очередное знакомство не будет таким травмирующим.
Следите за нашими публикациями!
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере: