МТС: Как яйцеголовые захватили рынок связи
Гениальный маркетинговый ход или полный провал? Рассмотрим, почему МТС стал одним из топов рынка и как их стратегии применить в ваш бизнес
Сегодня невозможно представить себе человека, который не использует сотовый телефон. В РФ за это время образовалось несколько лидеров рынка
Компания предоставляет услуги мобильной связи и всех видов телевидения и имеет в собственности большую розничную сеть, состоящую из более 5000 салонов связи по всей стране и за ее пределами. Так же занимаются продажей сотовых телефонов и предоставлением финансовых услуг
Меня зовут Игорь, я занимаюсь продвижением компаний через телеграм
О других разборах компаний, фишек в продвижении, поднятии продаж, контент-воронок можете найти у меня в канале
Главное:
- МТС первооткрыватели мобильной связи в РФ
- Рост и масштабирование
- Конкуренция с Мегафоном и Билайн
- Провалы компании
- Результаты
- Маркетинговая стратегия: Нагиев
- Бонус для тех, кто прочтет статью до конца
Сейчас МТС входит в список лидеров крупных операторов сотовой связи и занимает первое место
Рождение
МТС начала свою деятельность с запуска сети GSM в Москве. В 1994 году компания стала первой в России, которая предложила услуги мобильной связи на основе стандарта GSM. В то время как конкуренты экспериментировали с устаревшими технологиями, МТС обеспечила качественную связь и широкий функционал, что позволило ей быстро занять лидирующие позиции на московском рынке и начать экспансию по всей стране
С 1997 года бренд стал успешно продвигать свои услуги в многочисленных российских регионах
Для этого компания МТС самостоятельно оформляла лицензии на разрешение работать, а также покупала фирмы, которые этим правом уже обладали. Таким способом оператору удавалось закрепить позиции лидера среди мобильных операторов и не допустить появления серьёзных конкурентов
Рост и расширение
1999 год известен яркими событиями в деятельности сотового оператора:
- Они первыми создали зоновую тарификацию
- Создали пакеты с посекундной тарификацией
- Отменили плату за входящие вызовы своим клиентам
Ключевым моментом стал выход на Нью-Йоркскую фондовую биржу в 2006 году
Компания МТС стала первым оператором, начавшим работать в сети 3G
В 2009 году МТС достигла отметки в 100 миллионов абонентов по всему миру. В 2010 году бренд был признан самым дорогим в России, а к 2012 году МТС запустила услугу цифрового телевидения, доступную в 150 городах
2009 год стал знаковым и для развития собственной розничной сети МТС: компания приобрела 100% акций «Телефон.Ру», сеть мобильного ретейла «Эльдорадо», пригласила топ-менеджмент «Связного» управлять всей своей розницей
Конкуренция и инновации – ключ к выживанию:
С течением времени МТС столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны других операторов связи, таких как Билайн и Мегафон. Для сохранения конкурентоспособности компания внедрила программы лояльности и специальные предложения для клиентов
Сегодня МТС стоит на пороге новой эры – эры 5G. Компания стала одним из первых операторов, начавших тестирование сетей пятого поколения в российских городах. Выигрывать конкуренцию надо же как то. Инвестиции в 5G – это не только шаг в будущее, но и инвестиция в развитие цифровой экономики России
Факапы компании
1. Яйцеголовые
Яйца - сомнительный образ. Именно они являлись главным предметом насмешек бездельничающей публики от маркетинга и менеджмента. Чем продиктован выбор этого символа, понять невозможно. Очень похоже, как если бы у агентства был готовый набор визуальных элементов, и они не знали, куда его приткнуть
2. Война со Skype
Был период, когда МТС запрещал пользоваться Skype. В договоре с человеком, подключившим домашний интернет от МТС, запрещались программы вроде Skype и прочие, позволяющие передавать «голосовую информацию»
Когда этот пункт договора стал поводом для обсуждения, пресс-служба компании опровергала вероятные санкции к своим клиентам. Следующие договоры заключили без этого пункта
3. Грязная репутация
Агрессивная политика не могла пройти незаметно. Кажется, что критика в адрес компании сыпалась отовсюду. В разные годы клиенты массово жаловались на принудительный переход на новые тарифы, навязывание услуг, неправильный расчёт трат в роуминге
В 2010 году Владимир Путин поручил проверить деятельность компаний МТС, «Билайн» и «Мегафон» из-за необоснованно высоких цен в роуминге. Как ни странно, это подействовало и привело к снижению цен
Финансовые результаты
Несмотря на экономические потрясения, МТС устойчив и демонстрирует положительные финансовые результаты. Однако, вызовы остаются. Это и постоянная конкуренция, и необходимость адаптации к потребностям клиентов, и необходимость инвестировать в развитие инфраструктуры в условиях санкционного давления
Высокие темпы роста доходов были обусловлены следующими факторами:
- Рост доходов от услуг связи на 6,8% г/г
- В сегменте Финтех - рост доходов на 40,4% г/г за счет роста розничного кредитного портфеля и процентных ставок
- +55,6% г/г рост доходов от рекламного бизнеса за счет роста трафика и активного продвижения продуктов в digital
Чистая прибыль сократилась на 88,8% год к году на фоне увеличения процентных расходов в связи с ростом ключевой ставки.
Организационные результаты
МТС развивает свою экосистему, количество клиентов которой возросло до 16,8 миллиона. В третьем квартале выручка от экосистемы увеличилась на 16%. Также компания продолжает оптимизировать свою розничную сеть: количество салонов связи сократилось на 11%, и в ближайшие годы планируется уменьшить их количество до 1500 точек по всей стране
Президент МТС Вячеслав Николаев отметил, что компания демонстрирует стабильные результаты в условиях меняющейся внешней ситуации и усиливает синергию между основным бизнесом и экосистемными направлениями. Это позволяет МТС не только удерживать позиции на рынке, но и активно развивать новые направления, такие как финтех и AdTech.
Функционал и продвижение
1. Создание и развитие новых технологий
- CloudMTS
С момента запуска облачных решений в 2016 году, компания расширила свои предложения, создав платформу CloudМTS, которая включает 15 собственных и десятки партнерских дата-центров предоставляет более 25 облачных сервисов. К примеру, компании-клиенты могут создавать удаленные рабочие места, объединять каналами связи географически распределенные филиалы, обучать нейронные сети и проводить эксперименты с искусственным интеллектом
- МТС «Маркетолог»
В 2017 году МТС вошла в сферу больших данных, запустив рекламную платформу «МТС Маркетолог», что помогает малому и среднему бизнесу анализировать свою абонентскую базу. В том же году компания представила IoT-платформу для анализа данных с умного оборудования, а в 2023 году увеличила долю в компании «Гольфстрим охранные системы» до 100%
- МТС Музыка
С учетом изменений на музыкальном рынке, в 2022 году МТС запустила собственный музыкальный лейбл, предоставляя артистам возможность сотрудничества по различным моделям
МТС Музыка предоставляет пользователям доступ к миллионам треков, плейлистам и подкастам. Сервис позволяет слушать любимую музыку без рекламы и с возможностью оффлайн-доступа.
В 2024 году МТС Музыка внедрила новые функции, такие как персонализированные рекомендации на основе предпочтений пользователей и интеграцию с другими сервисами экосистемы. Одним из главных преимуществ является возможность бесплатного трафика для абонентов МТС
- МТС «Travel»
В нише, которую освободил Booking.com, МТС начала развивать и вовсе новую для себя бизнес-вертикаль. Компания купила группу «Броневик» и запустила на ее основе сервис бронирования «МТС Travel». Затем приобрела одно из крупнейших travel-медиа на рынке СНГ «Тонкости туризма» и запустила собственное бренд-медиа о путешествиях
- Онлайн кинотеатр «KION»
KION стал важным элементом цифровой экосистемы МТС, предлагая пользователям доступ к обширной библиотеке фильмов, сериалов и телепередач
В 2024 году KION продолжил расширяться, предлагая эксклюзивные премьеры и оригинальные проекты, что способствовало росту числа подписчиков и увеличению онлайн-продаж
- МТС Юрент
МТС продолжает развивать свою экосистему, включая в нее новые направления и услуги. В 2022 году компания инвестировала 740 миллионов рублей в сервис аренды электросамокатов и электровелосипедов «Юрент», а в январе 2024 года увеличила свою долю до 80%, переименовав сервис в «МТС Юрент». Этот шаг позволил интегрировать услуги проката в цифровую экосистему МТС, предлагая пользователям удобные решения для передвижения по городам.
С помощью «МТС Юрент» клиенты могут арендовать электросамокаты и велосипеды через мобильное приложение, что способствует развитию экологичного транспорта и улучшает доступность городских услуг. Это дополнение к экосистеме МТС подчеркивает стремление компании к инновациям и расширению спектра услуг, предлагаемых пользователям
- МТС AI
В области искусственного интеллекта с 2017 года работает дочерний бренд MTS AI, который развивает решения на основе нейросетей и компьютерного зрения. В декабре 2021 года компания приобрела VisionLabs для улучшения видеоаналитики
- МТС RED
В августе 2022 года было выделено направление кибербезопасности МТС RED, предлагающее услуги мониторинга и защиты от кибератак, которая отразила 15,9 тысяч DDoS-атак на веб-ресурсы заказчиков в первом полугодии 2024 года. В 2024 году был запущен суперкомпьютер MTS GROM с производительностью 2,26 петафлопс
2. Стратегия продвижения
Компания внедряет омниканальную стратегию, позволяющую клиентам взаимодействовать с брендом через различные каналы — от мобильного приложения до стационарных магазинов. Это позволяет значительно улучшить пользовательский опыт и повысить уровень удовлетворенности клиентов
Сайт компании структурирован так, чтобы легко делить аудиторию на целевые группы: от частных лиц до корпоративных клиентов. Вся необходимая информация о деятельности компании, включая финансовую отчетность и новости, доступна в открытом доступе
Пользователи могут не только управлять мобильной связью, но и совершать покупки в МТС Shop, выбирать тарифы, услуги и получать персонализированные предложения
Ресурс предоставляет полный спектр сервисов: от пополнения баланса до приобретения устройств, что делает взаимодействие клиентов с оператором максимально комфортным и удобным. Интуитивный интерфейс сайта позволяет быстро находить необходимую информацию и оперативно решать различные задачи
Маркетинговая стратегия МТС активно использует различные каналы для продвижения своих услуг. Компания ведет активную работу в социальных сетях, сотрудничая с блогерами и медийными личностями для привлечения молодежной аудитории. В дополнение к этому, МТС развивает собственные онлайн-платформы для улучшения клиентского опыта
Компания активно использует различные форматы контента для вовлечения клиентов. В Telegram-канале «МТС Офишиал» делятся разными подборками, от идей для путешествий и мест для отдыха до плейлистов с музыкой, подкастами на тему бизнеса, где рассказывают о том, как увеличить продажи, публикуются посты с полезными советами, новостями и развлекательными материалами, а также проводят огромное количество разных розыгрышей. Это помогает не только информировать аудиторию, но и создать дружелюбный имидж бренда
Telegram-каналы в целом превратились в источник получения новостей и полезной информации, и площадкой для ведения личных и экспертных блогов. 71% пользователей Telegram читают Telegram-каналы, и это занимает 30% от всего использования ресурса
Долгожданный бонус🎁
В закрепе своего телеграм канала я оставил гайд по продвижению в телеграм
Телеграм сейчас на большом ходу, поэтому для вас будет полезно 👇
Делитесь мнением в комментариях, какую компанию разобрать следующей?