Как удалить негатив о себе или своей компании из поиска. Пошаговая инструкция
Делюсь рабочим алгоритмом, который поможет улучшить поисковую выдачу о себе, своем бренде или компании.
Все мы прекрасно знаем, что не критикуют только тех, кто ничего не делает. Поэтому любой бизнес в определенный момент сталкивается с негативными отзывами. На самом деле, это нормальное явление, и оно почти всегда не отражает реальное положение дел. Потому что негативные комментарии могут быть следствием черного пиара со стороны конкурентов или даже того, что клиент просто встал не с той ноги, и улыбка вашего менеджера показалась ему недостаточно дружелюбной. Этому явлению даже придумали специальное название — потребительский терроризм.
Ну так вот. Негатив в сети не всегда отражает реальное положение дел. В таких случаях важно знать, как исправить поисковую выдачу о себе или своей компании. Поэтому далее я представлю пошаговый алгоритм, который поможет корректировать текущую поисковую выдачу.
Оцениваем текущую ситуацию
Очевидно, что прежде, чем начать что-то исправлять, необходимо оценить текущую ситуацию.
Шаг 1 — Формируем запросы
Формировать запросы нужно по следующему принципу:
Если ищем информацию о конкретном человеке, то запросы могут выглядеть так:
- Фамилия Имя Отчество в полном написании
- Фамилия Имя Отчество + различные вариации, где можно использовать сокращения
- Фамилия Имя Отчество + регион
- Фамилия Имя Отчество + год рождения
- Фамилия Имя Отчество + специальность
- Если ищем информацию о компании, то запросы могут выглядеть так:
- Название компании (русское и английское написание отдельно)
- Название компании+ отзывы (русское и английское написание отдельно)
- Название компании+ отзывы+сотрудников (русское и английское написание отдельно)
- Название компании+ отзывы+ регион (русское и английское написание отдельно)
После того как сформирован список подобных запросов, переходим к следующему этапу.
Шаг 2 — Определяем способ мониторинга
Определив ключевые запросы, с которыми мы будем работать, важно решить, как мы будем их мониторить. Существует три основных способа мониторинга:
- Автоматические системы мониторинга и поиска упоминаний.
На рынке разнообразие таких систем и найти их нетрудно (к примеру iqbuzz). Прибегать к этому методу, если вы не крупная компания и не человек, о котором вдруг заговорил «весь мир», на первых этапах не стоит, потому как, если информации о вас нет, то ваши бюджеты на оплату сервисов будут потрачены зря.
Если все же вы известная личность или представитель крупной компании, переходим к выбору наиболее подходящего сервиса, оплачиваем и настраиваем по интересующим критериям. С его помощью вы сможете выгрузить все упоминания в соответствии с вашими запросами. В более продвинутых версиях сервисов их также можно сегментировать по разным кластерам.
- Ручной мониторинг (с этого рекомендую начинать). Устанавливаем «чистый» браузер (чтобы у нас не было истории запросов). Открываем поисковые системы Яндекс и Google. Поочередно начинаем вводить подобранные нами запросы и проверять результат выдачи. При этом стоит определиться, какую глубину поиска использовать: ТОП-10|20|30.
Данный способ довольно трудоемкий, имеет свои погрешности, тем не менее, с точки зрения результата будут максимально точен. Главное, не забывать о двух нюансах: чистый браузер, регион поиска.
Основная особенность метода в том, что он практически не отслеживает социальные сети, то есть, если есть некая группа в ВК, и она не индексируется в поиске, то вы ее не увидите.
- Комбинированный вариант. Тот случай, когда необходимо использовать и ручную выборку, и автоматический мониторинг с целью получения максимально приближенной к реальности картины.
Выбор метода зависит от вашего бюджета, размера проекта и уровня автоматизации, который вам необходим. От правильного мониторинга зависит эффективность ваших дальнейших действий по оптимизации поисковой выдачи.
Шаг 3 — Проводим мониторинг и аналитику ситуации
Определившись с типом мониторинга, мы соответственно переходим к самому мониторингу. И уже после выполнения всех процессов, на основании результатов мониторинга мы определяем, что относится к нам и к нашей компании, предварительно просмотрев каждое найденное упоминание. Таким образом, мы оцениваем, в каком свете представлена информация и в каком объеме.
Полученные результаты можно разделить на 4 категории:
- Нет никакой информации
- Негативная тональность выдачи
- Положительная тональность выдачи
- Нейтральная тональность выдачи
Исходя из полученных результатов определяем стратегию действий. Подробнее о каждой из них далее.
Если о нас или нашей компании нет информации
Создайте контент положительного окраса. Один из способов сформировать поисковую выдачу – это создать и оптимизировать «положительный» контент. Площадок для его размещения много: ваш личный блог, официальный сайт компании, аккаунты в социальных сетях, сайты для размещения пресс-релизов и другие онлайн-ресурсы.
Важно понимать, что не только публикации и статьи создают положительный имидж о персонаже или компании, также стоит проработать сайты с отзывами. Обратите внимание на трастовые площадки. Рекомендую:
- зарегистрировать карточки компании или лица (если лицо оказывает услуги), проработать описание карточки компании;
- наполнить контентом карточки: фото, видео, описание компании, прайс-лист;
- начать собирать отзывы реальных клиентов;
- создавать контент с использованием ключевых слов и фраз, которые наиболее вероятно будут использоваться в поисковых запросах, чтобы увеличить видимость контента в результатах поиска.
Положительная тональность выдачи
В данном случае следите за следующими моментами:
- Актуальность информации о компании или лице.
- Уникальное название компании. Вас могут путать с другими компаниями, если название компании не уникально и масштабно используется (как в свое время кафе «Ирина»), и соответственно это может повредить вашей репутации.
- Публикации в СМИ — стабильно.
- Оптимизация существующего контента — прибегаем к инструментам SEO.
Нейтральная и негативная тональность выдачи про физическое лицо
Условно представим, что некий Иванов Иван Иванович является поставщиком неких услуг иным физическим и юридическим лицам. В результате мониторинга находим упоминания о нем такого характера: «мошенник», «шарлатан», «не выполнил обязательства», «не оплатил», «кинул»,«подставил» и так далее.
Первое, что необходимо сделать — это собрать все подобные упоминания (копировать дословно с источника) и подготовить досудебную претензию о защите чести, достоинства и деловой репутации гражданина, при этом апеллировать к статьям: 152, 151, 1101 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» и ст. 131 - 132 ГПК РФ и далее излагаем требования.
Следующим шагом является коммуникация с теми площадками, на которых представлена данная информация.
В некоторых случаях обращение напрямую к администрации сайтов помогает убрать негативную и необоснованную информацию.
Второе, что необходимо сделать — это заняться созданием и продвижением положительного контента, в том числе привлечением от реальных клиентов положительных отзывов и рекомендаций.
Как показывает практика, не все сайты удаляют негативную информацию по досудебной претензии и заправшивают решение суда или оплату за удаление информации.
Какие действия в данной ситуации предпринять:
- Продвигать положительный контент, как было упомянуто выше.
- Обратиться в суд.
- Оплатить удаление или модерирование карточки (но как показывает опыт, таких сайтов-клонов огромное количество, и это не решит ваши проблемы).
- Обратиться к компании, которая специализируется на решении подобного рода проблем.
Нейтральная и негативная тональность выдачи про компанию
В данном случае спектр работ довольно обширный, поэтому нам предстоит:
- Сегментировать негатив по основным критериям: от сотрудников, по услугам, товарам, конкретному специалисту.
- Проверить соответствие правил публикации площадки и опубликованного текста.
- Определить, нарушает ли данный текст текущее законодательство РФ.
- Подготовить и разместить жалобы на негативные отзывы.
- Написать жалобы (обоснованные) администрации порталов (к примеру, где размещена статья).
- Разместить официальные ответы от лица компании.
Совет: если вы выявили негативные отзывы о компании, датированные 2013 годом, не стоит отвечать на них в 2023 году — это будет немного неказисто. Стоит попробовать через администрацию сайта удалить этот негативный материал.
Параллельно с описанными шагами стоит осуществлять продвижение положительного контента:
- Публиковать статьи, тематические обзоры.
- Снимать ролики на YouTube.
- Актуализировать информацию о компании в справочниках: проверить номер телефона, ссылку на сайт, адреса почты. Описание компании лучше делать с ключевыми словами.
- Разместить положительные отзывы, получив их от реальных клиентов.
- Обязательно создать раздел «Отзывы» на официальном сайте.
Если действовать по этому алгоритму, то первые положительные результаты в вопросе корректировки поисковой выдачи вы получите где-то через месяц. Но, как показывает практика, системно компании редко занимаются мониторингом упоминаний. Поэтому чтобы не сделать хуже (а хуже можно сделать), лучше обратиться к специалистам в этой сфере.
Собрал для вас чек лист по этой теме. Скачать его можно по этой ссылке