В Иране запретили женские образы в рекламе. Вот как мы делали визуал для этого рынка
В июле 2022-го в Иране приняли закон о хиджабе и целомудрии и запретили женщинам появляться на билбордах. Мы в «Бункере» знаем иранский рекламный рынок: рассказываем, какие моменты важно учесть перед запуском кампании в другой стране и как не навредить клиенту.
🔎 Что произошло
В Иране приняли закон о правильном ношении хиджаба: платок должен закрывать шею, волосы, плечи. А потом и вовсе запретили женщинам сниматься в рекламе. Все из-за ролика компании Domino, в котором женщина ест мороженое.
Полиция нравов сообщила, что видео «противоречит общественным приличиям», «оскорбляет женские ценности». Власти Ирана подали иск к Domino. Конечно, о компании заговорили, но иногда лучше такого пиара избежать.
🤨 Как так вышло, что мы смогли поработать с иранским рынком
Иран под санкциями уже 43 года. Для бизнеса это значит, что зарубежные компании с филиалами в Иране тоже попадают под запреты. В 2016 году ситуация смягчилась, в страну стали врываться бренды.
Наш заказчик — сервис «Максим» — тогда открыл офис в Тегеране. Через год санкционный маятник качнулся обратно, и «Максим» из Ирана ушел. А мы за это время получили уникальный опыт.
🤝 Как нам удалось не поссориться с властями
Мы начали с фундамента и изучили законы страны. Оказалось, что использование людей в публичном пространстве регламентируется не только законом о рекламе, но и полицией.
Модель должна приложить к договору о съемке справку из полицейского участка о том, что у нее нет судимостей и проблем с законом. Поэтому нельзя просто отснять модель в России.
Мы работаем с разными странами, и у нас есть удачные примеры, когда мы передавали съемку на аутсорсинг. С Ираном было сложно: там другие люди, очень творческие, они выходят за рамки техзадания.
Решение видели одно — командировка. В течение, наверное, месяца, знакомила местных дизайнеров и фотографов с брендом, показывала рефы, присутствовала на фотосессии и корректировала. Со мной ездил и наш фотограф, он привез нереально много контента.
📸 Что еще важно знать о визуале
В Иране «Максим» запустил специальный тариф «Для женщин» — когда и за рулем, и на пассажирском сиденье только женщины. Поэтому без девушки в кадре совсем никак.
Модель фотографировали в хиджабе или платке, у нее не было яркого маникюра или макияжа, неприкрытых коленей или локтей. Перед этим мы проанализировали макеты других компаний: смотрели, что публикуют конкуренты в соцсетях, что размещают в портфолио рекламные агентства и фотографы.
Поняли, что в Иране есть существенная разница между образами в официальной и онлайн-рекламе. В интернете можно немного расслабиться. Сравните фото👇
Для остальных тарифов мы чаще выбирали моделей-мужчин, к ним меньше требований: сдержанная одежда, брюки, а не шорты, никаких татуировок.
Еще мы стали помещать на макеты маскота заказчика — Максимку. Это такой очеловеченный образ сервиса, который выручал нас много раз. Его мы адаптировали под иранца: затемнили волосы, изменили форму лица. Максимке не нужна справка из полиции, и не надо заморачиваться с организацией фотосессии.
Когда создавали иранскую версию Максимки, получили интересный фидбэк от местных: у иранцев головы поменьше и пять пальцев вместо четырех. Кому-то Максимка напомнил турка. Его не восприняли как мультяшку, подошли к маскоту серьезно.
После этого мы задумались, как вообще люди воспринимают Максимку в рекламе. Уже после ухода из Ирана провели исследование и поняли, что «национальность» не влияет на конверсии. Когда говорим о специфике менталитета, оказывается, что такие маркетинговые вещи действуют везде одинаково.
Иран стал для нас настоящим челленджем. Строгие требования к моделям и визуалу, отличающаяся грамматика, совершенно другой менталитет — но, думаем, справились отлично и получили опыт, который, наверное, есть буквально у пары-тройки российских агентств по рекламе.
Благодаря грамотной работе команды сервиса «Максим» появился еще в шести городах страны спустя всего четыре месяца. Потом под именем «Максима» стала работать другая компания. Мы следим за ее успехами: в 2021-м бренд вошел в топ-3 самых популярных сервисов такси Ирана.
UPD к новости: наши друзья из Ирана пишут, что в закон добавили оговорки — использовать женские изображения можно, но с соблюдением требований.