Планы на Cybertruck и ИИ, анонс новых машин, позиция по Twitter и удалёнке: что сказал Маск на собрании акционеров Tesla
Выступление предпринимателя подняло акции компании на 1%. На закрытии торгов они стоили по $166,52 за штуку.
16 мая 2023 года Tesla провела ежегодное собрание акционеров в Остине, США. По его итогам в совет директоров в качестве независимого лица вошёл бывший техдиректор Tesla и глава компании по переработке аккумуляторов Redwood Materials Джей Би Штробел.
Инвесторы ожидали, что Маск поделится планом передачи преемничества, поскольку сейчас компания слишком сильно зависит от него одного, а это — риск. Но кандидатов, которые могли бы сменить его, не назвали.
В остальном предприниматель рассказал, когда компания планирует выпустить уже анонсированные модели, какую позицию занимает на рынке ИИ и скажется ли на ней экономический кризис. Собрали главное из материалов CNBC и TechCrunch.
Про производственные планы
- Первые пикапы Cybertruck компания планирует поставить в 2023 году. По прогнозам Маска, объём выпуска составит 250-500 тысяч единиц в год. Компания не раз переносила сроки выхода, но предприниматель за это извинился и пообещал, что автомобиль «превзойдёт ожидания».
- Проектировать «дом на колёсах» Tesla пока не планирует, но в него можно будет превратить сам Cybertruck. Пикап оснастят «множеством точек крепления», так что сторонние производители смогут выпустить дополнительные установки, чтобы «прокачать» машину.
- В 2017 году Tesla анонсировала спорткар Roadster «нового поколения». Он должен был выйти в 2020 году, но выпуск откладывали. Маск заявил, что компания рассчитывает завершить проектно-конструкторские работы в 2023 году и надеется приступить к производству в 2024-м. Но пообещать этого не может.
- Предприниматель также назвал Roadster лишь «вишенкой на торте» — предполагая, что он не окажет существенного влияния на выручку Tesla.
- На собрании акционеров Tesla рассказала о производстве двух новых электрических автомобилей. Один «проектируют», другой уже «строят». Оба поступят в продажу по «доступным ценам», а выпускать их будут в «гораздо больших объёмах». По прогнозам Маска, общее количество единиц выпуска в год превысит 5 млн штук.
- Предприниматель обещал провести отдельные презентации, а пока показал лишь силуэт одной из машин. Исходя из размеров, TechCrunch предполагает, что это может быть хетчбэк за $25 тысяч, о котором компания говорила в 2020 году.
- Производство новых автомобилей Tesla потребует меньше карбида кремния и обойдётся без редкоземельных металлов. Помимо этого, компания перейдёт на новую низковольтную архитектуру — это позволит ей сократить объёмы использования меди.
- Ещё одна инициатива Tesla — провести внешний аудит цепочки поставок кобальта, критически важного для аккумуляторов элемента. Маск хочет убедиться, что партнёры не эксплуатируют детский труд.
Про искусственный интеллект
- Tesla сыграет важную роль в развитии ИИ и «универсального ИИ», или AGI, — это концепция, согласно которой искусственный интеллект может выполнять любые задачи, которые подвластны человеку или животному, способному на умственную деятельность. Так считает Маск. По его словам, среди всех техкомпаний у Tesla пока что самая продвинутая ИИ-модель, если говорить о решении прикладных задач.
- Важным в этой отрасли будет развитие робота-гуманоида Optimus. Его, помимо прочего, научили распознавать и запоминать окружающую среду. Именно Optimus должен принести Tesla «большую часть долгосрочной ценности».
- В последующем интервью CNBC Маск сказал, что Tesla ещё повторит успех чат-бота ChatGPT — если не в этом году, то не позднее 2024-го. «Не успеете оглянуться, как 3 млн автомобилей будут ездить по дорогам сами, без водителей. Это сперва. Затем их будет 5 млн, а потом и все 10 млн», — заявил он.
- В той же беседе предприниматель заявил, что OpenAI — разработчик ChatGPT — «существует только потому, что это он захотел разработать некоммерческую альтернативу решениям Google, которая доминировала на рынке ИИ».
- Там же он добавил, что разочарован решением OpenAI монетизировать деятельность, и признался, что больше не дружит с сооснователем Google Ларри Пейджем. Последний раскритиковал Маска за позицию, которая продвигает «прочеловеческое» сознание, а не машинное.
Про рекламную политику
- На собрании Маска спросили, не хочет ли он пересмотреть отказ Tesla от традиционной рекламы. Она, в отличие от других автопроизводителей, продвигалась с помощью рассылок, реферальных программ, сарафанного радио и публичности самого руководителя.
- Маск согласился с замечанием. «В наших автомобилях много отличных функций и возможностей, о которых водители могут не знать. Безусловно, огромное количество людей следят за аккаунтом Tesla и мной, но так мы будто ломимся в и без того открытую дверь», — признал он и заявил, что попробует начать с малого, чтобы посмотреть, как пойдёт.
Про вовлечённость в управление Twitter
- Инвесторы и акционеры Tesla не раз критиковали Маска за то, что он потратил миллиарды долларов на покупку соцсети и слишком сильно отвлекался от работы в Tesla. Они также недоумевали, почему совет директоров не смог «обуздать» его энтузиазм и защитить интересы вкладчиков.
- Маск заявил, что Twitter был для него «краткосрочным увлечением». Ему пришлось «провести операцию на открытом сердце, чтобы соцсеть выжила». Приход в Twitter с «отрицательным денежным потоком и $1 млрд на счету» он сравнил с «телепортацией в падающий самолёт, у которого горят двигатели и не работает штурвал».
- Предприниматель сказал, что не собирается покидать Tesla, будет уделять меньше времени Twitter и рад назначению нового гендиректора — Линды Яккорино.
Про экономический кризис
Высокие процентные ставки скажутся на ценовой доступности машин. Взять кредит будет сложнее: банки «с трудом выживают», в частности после краха SVB, так что выдача автозаймов — это явно не первоочерёдная забота, полагает он.
- Маск предупредил, что грядущий год будет трудным для всех компаний, часть из которых объявит себя банкротом. Но посоветовал «не смотреть на рынки» в течение этого года и помнить: после чёрной полосы всегда появляется белая.
- Tesla, в свою очередь, находится в «хорошем положении», «переживёт бурю и станет ещё сильнее», заявил он. А кроссовер Model Y «станет лидером по мировым продажам в 2023 году».
Бонус: что думает Маск об удалёнке
В интервью с журналистом CNBC предприниматель обсудил призыв разных компаний вернуться в офис — с учётом, что они же до этого продвигали возможность удалённой работы.
Маск заявил, что удалёнка — привилегия, которой нет у многих специалистов, благодаря которым «"ноутбучная" каста, живущая в стране грёз» и может позволить себе работать из дома. Например, у специалистов, которые строят и чинят их жилища, готовят еду и выпускают транспортные средства, на которых эту еду можно привезти на дом.
Дело не только в продуктивности, но и в совести: с моральной точки зрения «неправильно» ожидать, что все эти работники должны ездить в офис или на производство, а текущие удалёнщики — нет, считает предприниматель.
Маск при этом не ждёт, что подчинённые будут работать, как и он, семь дней в неделю. Он отмечает, что не всех заставляют приходить в офис с понедельника по пятницу и никому не запрещают брать отпуска.