Как мы учили 3-леток играть в шахматы
На онлайн-уроках дети не отвлекались 25 минут
Привет! Меня зовут Юлия, я руководитель отдела понимания в шахматной школе «Феномен». Сегодня расскажу вам, как появилась идея попробовать провести онлайн-уроки шахмат для 3-летних детей и что из этого получилось.
Что случилось?
Недавно мы проводили мастер-класс в рамках крупного фестиваля в Новосибирске. Выходной день, открытая площадка, хорошая погода — было много семей с детьми. А у нас была яркая локация: огромные классики мелом на асфальте, ребусы, раскраски, фотозона + место в начале главной аллеи — мимо не пройти.
Первый час я просто наблюдала за реакцией людей. Кто-то из детей подходил поиграть, кто-то просто проходил мимо.
Были детки, которые притормаживали, глазами «съедали» классики и столы с фигурами. Но родители тянули их за руку со словами (дословно) «Это долго», «Нам некогда!», «Пошли, ты же не умеешь играть».
Мне стало любопытно узнать больше мнений местной «холодной аудитории», и следующие пару часов я ходила по территории и предлагала родителям записать ребёнка на бесплатный пробный урок по шахматам. Из примерно 20 человек только двое легко оставили контакт. Остальные отвечали примерно одно и то же:
«Мой ребенок не справится с шахматами, он неусидчивый»
«Шахматы не для него, он не сможет»
«Онлайн? Да он 5 минут не высидит!»
Не могу сказать, что это нечто новое, мы проводили исследования ЦА и знаем подобные «блоки» в головах. Но в тот день захотелось придумать что-то еще, нестандартное и наглядное — показать, что умеем работать с такими сложностями.
Мы в школе «болеем» за то, что усидчивость — не черта характера, а навык, который можно и нужно развивать. И шахматы — отличный инструмент для этого, а также для развития других гибких навыков.
💡Идея!
Мне в голову пришла идея: провести небольшой интеллектуальный эксперимент и показать, что увлечь шахматами при желании и должном подходе можно кого угодно. Даже онлайн.
Основная часть наших учеников — это дети 5-7 лет, и они уже занимаются онлайн. Поэтому для эксперимента я решила снизить планку до экстремальной и пригласить деток 3 лет.
Оговорюсь сразу: я не претендую на то, что этот эксперимент соответствует каким-то правилам научного. Была маленькая выборка, дети на старте уже соприкасались с шахматами.
Но это девочки, которым нет даже 3,5 лет и которые прошли онлайн-урок по шахматам. Если вы когда-то имели дело с 3-леткой, то можете представить, как это непросто.
Участницы эксперимента
Агния, 3 года и 3 месяца. Родители показывали ей доску и фигуры, она знает названия, как ходят (кроме коня, ферзя и короля), помнит начальную расстановку фигур.
Соня, 3 года и 4 месяца. Она видит, как занимается шахматами ее старшая сестра, и тоже рвётся в бой! Уже знает названия фигур.
Алёна, 3 года и 3 месяца. Ее родители — шахматисты, знакомили дочь с игрой. Алёна знает названия фигур, начальную расстановку — но не безошибочно, пытается выговаривать слова «вертикаль» и «горизонталь».
Как мы адаптировали урок
- Время. Наш методист Алина Стрелкова сократила урок до 20 минут, но вместе со знакомством тренера с девочками вышло около 30;
- Подход. Учитывая возраст девочек, Алина порекомендовала тренеру сделать упор на визуализацию. Тренер добавила сказку с множеством картинок, постоянно использовала визуальные примеры и игры;
Учебный материал. Сократили объем информации до изучения одной фигуры. Выбрали ладью, которая ходит достаточно просто;
- Технические моменты. Мы решили, что лучше проходить урок с планшета, так как этот гаджет более понятен и прост в обращении для трехлетнего ребенка. Правда, в итоге Соня проходила занятие на компьютере, а Агния на телефоне :)
Как прошли онлайн-уроки
Наш тренер Анастасия Велюгина начала занятия с простой беседы. Она познакомилась с девочками, постаралась расположить их к себе, узнала немного об их жизни. После перевела тему на шахматы и предложила рассказать сказку «Как появились шахматы?». Затем предложила несложные игры: поймай звездочки ладьей или одолей динозавров на шахматной доске.
Задания
Не всегда получалось выполнить задания сразу. После первого урока мы убрали из программы сложное упражнение с лабиринтом. В остальных заданиях девочки проявили упорство и справились.
Концентрация внимания
Все уроки продолжались примерно 25-30 минут. У двух из трех участниц был один момент, когда казалось, что ребенок потерял интерес. Но тренер смогла вернуть в занятие и продолжить урок.
Выводы
Главное для нас было показать, что трехлетний ребенок может удерживать внимание продолжительное время. Я считаю, что эту задачу мы перевыполнили.
У девочек не всё получалось с заданиями, но это нормально. Дети слушали, пытались выполнить упражнения, радовались, когда получалось.
Наш интеллектуальный эксперимент не совсем настоящий. Но над ним работала целая команда: методист, тренер, администратор. Мы взяли за основу существующую методику, с которой обучаем 2500 детей по всему миру, и адаптировали под 3-летнего ребенка.
По нашим опросам ЦА действительно многие родители боятся, что 5-6-7 лет — слишком рано, чтобы начинать развивать мышление и гибкие навыки у ребенка. И я надеюсь, что мой небольшой эксперимент однажды все же вдохновит сомневающихся попробовать.
круто, но мне кажется в таком возрасте самое сложное заинтересовать людей и поддерживать этот интерес
Да, согласна, важно не только заинтересовать, но и поддерживать интерес. Для маленьких детей в первые месяцы хорошо работает игровая механика.
Кстати, одна из девочек из эксперимента осталась заниматься, по собственной инициативе. Она прошла 5 занятий, сейчас изучает правило превращения пешки :)
По нашим опросам ЦА действительно многие родители боятся, что 5-6-7 лет — слишком рано, чтобы начинать развивать мышлениеОхотно верится. Не даром же 20 и даже 30-летние дебилы стали обычным явлением
Как здорово, что вы провели такой эксперимент, пусть и на маленькой выборке. Надеюсь, что статья поможет родителям сделать шаг в сторону занятий шахматами для их детей.
Все большое создаётся маленькими шагами ☺️ спасибо за ваш комментарий!
Очень крутой эксперимент! Девочки такие маленькие и уже такие взрослые!
Не останавливайтесь 🤗
Спасибо!