Как программист-интроверт стал СЕО стартапа, сделал MVP за один месяц и заработал 100 млн за год — история Revvy (V2)
SaaS-сервис Revvy, который помогает бизнесу общаться с клиентами и умеет «перехватывать» негатив.
Всем привет, на связи Игорь Сычев. В разгар пандемии в 2020-м мы нашли способ, как бизнес может улучшить свою репутацию и рейтинг на картах и отзовиках и выдаваться в поиске чаще конкурентов. Затем я разработал MVP сервиса за месяц работы без выходных, а мой партнер Игорь Лазуткин сделал первые продажи. За три года выручка компании составила 130 млн рублей и мы только ускоряемся, мы пережили 2 мировых кризиса и вышли на окупаемость бизнеса. Сейчас в нашей команде работает более 50-ти человек, но обо всем по порядку. Первую часть статьи и подробности о том, как мы начинали можно прочитать здесь.
Дисклеймер: Я не супер успешный стартапер, гребущий миллионы лопатами. Цифры выше это выручка компании. Более того, часто первые годы СЕО работает только за идею и веру в проект. И у меня этот период продолжается, — часть сотрудников имеет доход выше, чем у меня, и для CEO стартапа это нормально.
Однако у меня есть некоторый опыт в создании IT-компаний, который мог бы быть кому-то полезным и которым можно было бы поделиться. Я совершил кучу ошибок от точки, когда был программистом, до текущей точки (среднего IT-предпринимателя), и хотел бы про эти ошибки рассказать далее.
Почему, по моему мнению, мы пережили 2 кризиса и выросли, а многие не смогли?
По специфике работы, мне регулярно приходится общаться с CEO различных стартапов. Кто-то из них стал больше нас в десятки раз, а кто-то не выжил… Со временем, я отметил, что те стартапы, которые не выжили, так или иначе совершали несколько основных ошибок, перечисленных ниже. Стоит учесть, что эти правила распространяются в большей степени на B2B сегмент. В примерах я буду рассказывать, что видел у своих коллег и как это функционирует у нас.
Ошибка стартапов № 1 — Начинают кодировать до того как проверили, нужен ли этот продукт рынку
Перед тем как тратить месяцы на разработку самого продукта очень важно проверить спрос на продукт и нужен ли ваш продукт рынку.
На этом этапе чаще всего стартаперы строят бизнес-планы, считают размеры потенциального рынка (TAM, SOM, SAM и др), структуру расходов, рисуют красивые графики и т. д. И это важно, но многие на этом заканчивают свою исследовательскую часть, видя 1 миллиард потенциальной выручки через 2 года экспоненциального роста на своем вымышленном крутом бизнес-плане.
Мой личный опыт подсказывает, что нужно примерно понимать порядок потенциальных клиентов и уже этого достаточно, чтобы принять решение по старту тестирования. Уже в боевых условиях станет видно, на что можно рассчитывать в будущем. Цель тестирования — проверить, нужен ли продукт рынку без разработки самого продукта. Как я вижу этапы тестирования продукта:
Во-первых, оценить рынок. Обычно для этого не нужно покупать или заказывать исследования, это можно сделать самостоятельно. Мы делали оценку на базе компаний из Яндекса Карт (на одном городе) и аппроксимировали на всю Россию.
Во-вторых, сделать Sales-kit. (Презентация, цена, сформированная четкая позиция, что хотите получить от потенциального клиента)
В-третьих, сделать первые продажи:
- Простенький сайт на тильде можно сделать за 1 час + реклама в Яндексе (у нас было так);
- Телемаркетинг бьет встречи, а вы их проводите;
- Пойти по ЛПР-ам (linkedin, tenchat и т. д.), если крупный B2B
и тд
И только сделав первые продажи презентации (продажей можем считать согласие на покупку) и анализ полученных результатов, можно приступить к разработке самого продукта.
Как было у нас: Сначала мы сделали простенький сайт на тильде и презентацию (напридумывали интерфейс будущего), самого продукта еще не было, была только идея. С этой идеей мой партнер сделал первую продажу в барбершоп, где он стригся. После чего он пришел ко мне со словами «Первая продажа! Когда сможем отгрузить?». Дальше мы сделали еще несколько продаж, получили деньги, убедились, что продукт востребован на рынке и только тогда начали разработку.
Ошибка стартапов № 2 — Не уделяют достаточное внимание продажам
Так как я сам разработчик и часто общаюсь с другими разработчиками, я отлично понимаю, что большая часть из нас на регулярной основе задумывается о создании своего собственного продукта. И очень часто наблюдаю за одной и той же проблемой. Молодые разработчики считают, что продукт будет продаваться сам и фокусируют все свое внимание на разработке. У меня был кейс, когда команда единомышленников из 7-8 разработчиков сделала очень крутой и сложный продукт, но на них приходился всего 1 менеджер по продажам и это в B2B. Это была фатальная ошибка. Меньше чем через год они закрыли проект.
Мы с самого начала сделали ставку на маркетинг и отдел продаж. Разработкой сначала занимался я сам, в то время как продажи уже шли во всю. Сегодня в Revvy на одного разработчика приходится 6-7 менеджеров отдела продаж. Теперь мы понимаем, что это тоже не очень хорошее соотношение. Мы классно разогнали продажи, а продукт уже стал немного отставать. Сейчас мы хотим это соотношение довести до 1 к 5 за счет увеличения отдела разработки.
Если бы я снова создавал стартап с нуля, в первую очередь фокус моего внимания был бы на человеке, который умеет продавать и у которого есть предпринимательский или продуктовый майндсет. Это может быть:
- Вы сами — если у вы не интроверт и умеете находить с людьми общий язык. Нащупав нишу и сделав работающий Sales-kit, масштабировать будет сильно проще и уже на следующем этапе можно будет нанять человека.
- Партнер — человек, которого вы знаете, который обладает необходимыми компетенциями и разбирается в отрасли (чаще всего такой человек получает значимую часть доли в компании). В нашем случае было именно так.
- Наемный сотрудник со стороны:
- Наемный сотрудник за деньги (нужен бюджет на несколько месяцев). Тут самые большие риски. Если до этого опыта вы не нанимали людей раньше, есть очень высокая вероятность сжечь весь бюджет и не получить ничего на выходе.
- Наемный сотрудник за маленькие деньги + опцион на долю (вероятность такого человека найти крайне высока и повышается вероятность успеха)
- Наемный сотрудник за опцион (такого найти будет сложнее, скорее всего это кто-то очень молодой и с горящими глазами)
! Предупреждение. Если вы коммититесь на долю компании, уделите особое внимание подписанию договоренностей, прописанию целей и ключевых точек. Я знаю кейс, когда человек получил значимую долю крутой IT-компании за переданную библиотеку своей разработки на ранней стадии продукта. От этой библиотеки почти сразу отказались, так и не включив в продукт, при этом доля осталась за этим человеком. Поэтому очень важно прописать все договоренности четко.
Еще раз — при создании стартапа акцент нужно делать на продажах в первую очередь.
Ошибка стартапов № 3 — Тратят время на автоматизацию онбординга
Онбординг — это автоматизированное знакомство пользователя с продуктом.
Цель онбординга: показать пользователю ценность продукта — как можно скорее помочь ему достичь «первого успеха». Это в свою очередь позволяет масштабировать бизнес без привлечения сотрудников, уменьшить издержки и т. д.
Кажется, это цель, которую преследует любой бизнес, верно? Однако речь сейчас пойдет именно об автоматизации этого процесса. Как правило, довольно тяжело и дорого разработать такой онбординг.
Пример из жизни: мой знакомый предприниматель, работающий в B2B-сфере, собирался потратить полгода разработки и несколько миллионов, чтобы автоматизировать то, что возможно, и не требует автоматизации. На тот момент у него было всего 10 клиентов. Я его отговорил.
Проблема заключается в том, что вы будете онбордить то, что еще не устоялось. Ваш продукт еще дорабатывается, процессы меняются и каждое изменение будет требовать изменения кода, записи нового видео и тд. Это очень дорого и будет постоянно вас тормозить.
Какое решение? Мое мнение, что на начальном этапе ручное внедрение и поддержка — более разумный выбор (по крайней мере в B2B). Иными словами, дешевле, быстрее и эффективнее — нанять сотрудника(ов) в команду, который будет заниматься внедрением и поддержкой, для компании это будет сильно дешевле на старте.
Я ответственно подошел к этой задаче, и нашел крутого человека, который один решал все задачи внедрения и поддержки. Впоследствии он стал руководителем отделов.
На данный момент у нас около 2 тысяч активных клиентов и я считаю, что только сейчас можно начинать заниматься разработкой онбодинга. Однако я все равно уверен, что в B2B сделать 100% онбординг около нереально.
P. S.: все вышесказанное относится и к автоматизации оплат — биллингу.
В заключение
Все совершают ошибки, без ошибок не было бы роста. Но все же, я надеюсь, что мои мысли кому-то будут полезными и помогут набить меньше шишек, чем я сам. Создавайте крутые продукты, получайте удовольствие от работы и соберите свою команду мечты.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там рассказываем еще больше лайфхаков для бизнеса и предпринимателей.
Если интересно, пишите в комментарии, могу какую-то тему более подробно раскрыть.
Благодарю вас за статью.
Спасибо за статью, без лишней воды) приятно было читать
Игорь, классная статья. Круто наблюдать за ростом Revvy. Молодцы!
Спасибо Сергей!
>Простенький сайт на тильде можно сделать за 1 час + реклама в Яндексе (у нас было так);
Сайт – это тоже автоматизация онбординга, по идее, можно обойтись без него, просто накатав статью в «Трибуну» и приземляя в свой телеграм :)
А вообще все четко и по делу, спасибо!
P.S. Приходите за проверкой спроса и первыми клиентами на https://productradar.ru 🌚
У вас стоимость подписки 50К в год?
заработал 100 млн за год На данный момент у нас около 2 тысяч активных клиентов
Евгений, приветствую!
У нас большая часть подписок это подписки на квартал и полгода (процент оплат на год не превышает 10%). ARPU (средний чек) в месяц 4066 рублей (по всем сегментам). И получаем 2000 х 4066 х 12 ≈ 100 млн (это приблизительно).