ИТ-династии: как привить в семье интерес к программированию
Для команды #CloudMTS ИТ — больше чем работа. Наши эксперты участвуют в ИТ-конференциях, делают pet-проекты, занимаются интеллектуальным волонтерством в области ИТ. Программированием увлекаются не только сотрудники, но и их дети. Спросили у коллег, как они поддерживают у детей интерес к математике и информационным технологиям, и как программирование объединяет поколения.
Два сына, 6 и 9 лет
«Я считаю, что важно с самого детства делать упор на математику и точные науки. Сам когда-то учился в математической школе. Было сложно, но эти знания больше всего пригодились потом в работе, и развивать этот хард скилл жизненно необходимо для будущей карьеры. Дети пока в первом и третьем классе, но дополнительно к обычному образованию заочно учатся в вечерней математической школе при МГУ. Кроме того, старший сын изучает химию в онлайн-школе «Фоксфорд», а младший решает задачки на портале «Учи.ру». Еще они учатся играть на музыкальных инструментах: старший — на фортепиано, младший — на гитаре, и ходят в бассейн. Это не совсем про хард скиллы, но такие занятия помогают развивать область мозга, которая отвечает за логическое мышление».
Сын, 12 лет
«Мой сын учится в пятом классе и буквально живет математикой, активно готовит базу знаний для дальнейшего развития в ИТ. Например, он регулярно участвует в математических боях, таких как «Мёбиус». Недавно его команда одержала победу в турнире «Мёбиус» в высшей лиге среди пятых классов. Как привить у ребенка любовь к математике? На мой взгляд, очень просто — нужно с самого детства помогать ему участвовать в математических олимпиадах. На них дают крайне интересные задачи, решать их вместе с ребенком — это кайф, удивительно, как дети могут нестандартно мыслить! Однажды мы ехали в поезде и долго ломали голову над олимпиадным заданием, и к нам подсели два пассажира. Оказалось, что они тоже ИТ-шники, которые не могли остаться равнодушными. Пока доехали до дома, вчетвером справились.
Программирование сыну тоже интересно: он выучил КуМИР — это такой российский учебный язык на базе C++ и Python, написал на нем игру в крестики-нолики четыре на четыре. Сейчас в рамках школьного курса учит Python, иногда мы вместе разбираемся с разными задачами и по программированию, и по математике. Еще мы с сыном однажды собрали домашнее облако Synology, и теперь у нас есть семейное файловое хранилище ;)».
Сын, 9 лет
«Думаю, что лучшее, что могут дать родители своему ребенку — это собственный пример. Мы с мужем оба работаем в сфере ИТ, поэтому сын слышит наши дискуссии о технологиях, проектах, реализации крутых технологических фич с самого детства. Логическое мышление помогают развивать шахматы, он их выбрал еще в первом классе, но дальше ему интереснее стало заниматься программированием, потому что оно дает возможность выступать не в роли одного из игроков, а в роли мастера игры.
Сын захотел учиться программированию после того, как начал играть в Minecraft. Ему нравится строить сложные объекты: здания, мосты, лифты. Выбирали из нескольких онлайн-школ программирования и остановились на курсе по языку Scratch. На нем можно создавать игры и одновременно осваивать такие важные понятия, как алгоритм, функция, сервис, библиотека. Сын с нетерпением ждет каждый урок, а занятия в игровой форме позволяют ему многое осваивать самостоятельно. Следующая тема для изучения — Unity».
Два сына, 7 и 9 лет
«Дети увлекаются математикой, изучают программирование на разных платформах, от Scratch до «Учи.ру». Собирают роботов на кружке робототехники и на домашнем Lego Spike. Наиболее интересно получается, когда мы находим нестандартные модели роботов, программируем базовую функциональность, а потом включаем фантазию и дописываем программу так, как нам нравится.
Думаю, что лучший способ увлечь детей технологиями — это давать им возможность выполнять интересные задания. Так, мы со старшим сыном делали проект для школьной конференции с использованием iOT датчиков для мониторинга микроклимата «МТС Цельсиум». Замеряли с их помощью показатели в классе — температура, влажность, качество воздуха. Строили графики, разбирали полученные замеры, определяли, как сделать так, чтобы в школе было более комфортно учиться, и можно ли позаботиться об экологии с помощью таких технологий. Ну и конечно, чтобы это было интересно, рассуждаем о концепциях около этой темы — например, может ли холодильник управлять микроволновкой.
И это работает как со старшим, так и с младшим. Младший недавно удивил меня своим знанием приложения для проектирования TinkerCAD, когда делал проект машинки, а потом изготавливал ее с помощью 3D ручки на конкурс «Мастерята».
Дочь, 22 года
«Моя дочь учится на аналитика данных в МФТИ и РАНХигС, и можно сказать, что она айтишница уже в третьем поколении. Еще моя теща писала код для обучающих симуляторов наших космонавтов, а моя мама была преподавателем информатики. Тесть — руководитель проектов и проректор университета в свободное время. Жена — один из директоров по ИТ в крупной компании. Думаю, что на выбор профессии повлияли все мы, это как династия художников или врачей. Недавно я помогал решить сложные задачи на контрольную по программированию, подключившись к университетскому серверу, дочь писала код, а жена делала для этой контрольной схему данных — такая вот связь поколений. :)
Как воспитать в ребенке интерес к программированию? Пожалуй, для меня всегда была важна мысль, что ИТ и компьютер — это не эпицентр жизни, а рабочие инструменты, с помощью которых мы решаем повседневные задачи. Мы с дочерью много говорим о том, как устроены и работают компании, какие у них затраты и доходы, какие у бизнеса потребности, и как во всем этом могут быть полезны информационные технологии. Равно как и язык программирования — мы программировали Lego Mindstorm, потом Raspberry, потом Arduino, решали конкретные задачи — и только потом дочь поняла, что знает Python и C. Думаю, что отчасти это помогло ей в свое время концентрироваться не на смартфоне, а на учебе и программировании. На каких-то реальных задачах, а не на средстве их решения. Не на компьютерных играх, а на вполне себе живых AD&D. Второй важный момент: я считаю, что хороший специалист должен знать, как устроен компьютер в деталях, как его руками собрать и как починить. На 1 января запланировано спаять на двух УКВ супергетеродинный приемник на транзисторах и потыкать его осциллографом (посмотреть, как это выглядит, можно по поисковому запросу NM0703».
А ваши дети кодят? Расскажите о них в комментариях.