Как управлять командой: инструменты, проверенные временем
На каждом этапе карьерного пути возникает потребность в освоении новых компетенций — например, в управлении командой при желании повышения в должности. Рассказываю, что под этой компетенцией понимает работодатель, как её продемонстрировать в процессе отбора и какие инструменты для управления от 5 до 50 человек применяла я в своей практике.
Больше, чем координатор
О чём вы думаете, когда слышите об управлении командой? В большинстве случаев представляются лидеры, которые говорят группам людей, что делать, и координаторы, уверенные в своём решении. На самом же деле всё гораздо интереснее. Прежде чем кого-либо координировать, важно чётко понимать:
- цель действий;
- условия и детали по задаче;
- сроки реализации;
- состав команды, сильные и слабые стороны и профессиональные интересы каждого участника;
- план действий и варианты распределения ответственности в команде;
- метрики для оценки эффективности каждого члена команды;
- возможные риски и способы их минимизации.
Звучит уже не так радужно, правда? Да, требуется подготовка, прежде чем начать управлять людьми. Но и это ещё не всё. Важно иметь аргументы для обоснования своего решения и понимать, как создать такую атмосферу в коллективе, чтобы участники вовлекались в принятие решений и чувствовали личный вклад в общее дело. Без этого мотивация у сотрудников будет уменьшаться, а значит, есть риск снижения качества выполняемых задач, пропуска сроков и прокрастинации.
Управленец — это не человек с рупором, требующий исполнения его указаний. Это такой же участник команды, который готов организовать процессы для общей пользы, вовлекая каждого.
Как отразить компетенцию в резюме?
Если вы хотите рассказать в резюме или портфолио о своём опыте управления, важно использовать формулировки, понятные нанимающему менеджеру. Для этого можно включить в описание выполняемых задач такие категории:
- сбор требований по проекту и метрик оценки эффективности его реализации;
- декомпозиция задач и формирование плана действий (Roadmap);
- координация работы команды из N человек для достижения цели;
- поддержание мотивации участников рабочих процессов, работа с возражениями и разрешение конфликтов;
- коммуникация со стейкхолдерами на всех этапах реализации проектов, внесение корректировок по итогам обратной связи.
Уместно отразить применяемые в работе инструменты, среди которых Trello, Notion, Jira, Confluence, CRM и Google Workspace.
Распространённая ошибка — не описывать процесс управления команды в опыте работы, но в навыках указать «Управление командой». В такой ситуации вы обесцениваете себя как профессионала, так как не даёте нанимающему менеджеру понять, как и кем вы управляли, с какой целью и на каком месте работы. Рациональнее будет описать ваши задачи в опыте работы, а навыки посвятить методологиям и инструментам, которые вы регулярно применяете.
Как проявить компетенцию на собеседовании?
В процессе общения с HR-специалистом, руководителем или членами команды у вас есть множество возможностей рассказать о своём опыте. Чаще всего это получается реализовать при ответе на прямые вопросы типа:
— Опишите ситуацию, когда вы управляли командой. Как это было?
— А вы ранее управляли командой?
— Вижу в резюме, что на прошлом месте работы у вас в подчинении было 2 человека. Расскажите об этом подробнее.
На самом же деле есть ещё больше шансов подсветить свои компетенции — например, в ответах на вопросы:
— Расскажите о себе всё, что считаете нужным.
— Что мне нужно о вас знать?
— Как проходит ваш рабочий день?
— Какие ваши сильные/слабые стороны?
— Какими проектами вы гордитесь?
— Какая у вас цель на ближайший год?
В ответах можно применять модели STAR или PARLA для описания пути от проблемы до её решения, интегрируя в описание своих действий формулировки из раздела выше.
Важно понимать, что работодатель не умеет читать мысли и не будет додумывать за вас. Помогите ему узнать, как вы организуете командные процессы, на что ориентируетесь и как поддерживаете здоровую атмосферу в коллективе.
Пример из моей практики
Общий стаж координации команд у меня 13 лет. За это время работала с коллективами от 3 до 50 человек в разных сферах — от волонтёров до менеджеров проектов, контент-менеджеров, аналитиков и разработчиков. Из социальных и ивент-проектов перешла в product-менеджмент EdTech, чем сейчас и занимаюсь.
Конечно, в процессе возникали разные ситуации, которые не всегда заканчивались в мою пользу. Хочу поделиться, как строю работу в команде сейчас. Лучше всего это демонстрируют встречи, их частота и смысловая нагрузка:
- Недельники
Раз в неделю мы проводим общую встречу для обзора планов на 5 дней и обсуждения, кому в чём требуется помощь.
- 1:1 с каждым членом команды
Раз в неделю мы встречаемся индивидуально, чтобы обсудить как рабочие моменты, так и личные переживания. Это очень важно для поддержания мотивации.
- Разбор бэклога
Раз в месяц проводим разбор бэклога и определяем с помощью ICE, что именно берём в работу на предстоящий месяц.
- Ревью
Раз в 3-4 месяца проводим оценку 360 для каждого члена команды (обратная связь от коллег, клиентов и партнёров), определяем зоны роста и ставим новые личные цели развития.
- Пульс-опросы
В середине и конце недели в письменном формате обсуждаем, у кого как идут дела, какие возникают сложности и как с ними справляться.
Стараюсь избегать лишних встреч, чтобы оставалось время не только на работу, но и на жизнь. Мне важно показывать вклад конкретного человека, чтобы каждый понимал свою цель в реализации проекта. Верю, что именно такое человечное отношение даёт результат — да, не резкий взрыв, но стабильное и системное достижение.
В телеграм-канале дополнительно делюсь карьерными рекомендациями и внутрянкой работы нашей команды.
Задачка не из легких, особенно тяжело, когда в этом не шаришь, уж лучше нанять людей, которых ты уже сможешь контролировать, а они будут контролировать твоих работников