Трафик не вырос, площади перераспределились между новыми игроками, а H&M и Uniqlo не заменить — как живут ТЦ в 2023 году
Главное из материала Forbes о ситуации в отрасли.
- Крупные международные ритейлеры массово закрывали магазины в России весной и летом 2022 года, но большинство — с формулировкой «приостановка деятельности» и продолжая платить аренду. Замена арендаторов началась только осенью, поэтому только к концу 2023-го можно оценить, каких результатов «удалось добиться», отмечает Forbes.
- Большую выгоду от ситуации получили новые арендаторы, преимущественно российские ритейлеры. Торговые центры же «бежали изо всех сил, чтобы остаться на месте» — то есть сохранить трафик.
Место иностранных магазинов заняли новые арендаторы
- В марте 2022 года доля закрывшихся магазинов в ТЦ составила 15% по наименованиям и 20% по площадям, подсчитали для Forbes аналитики. Весной и летом управляющие торговыми центрами ожидали решений международных ритейлеров, чтобы понять, что им делать дальше. А осенью ситуация изменилась: потенциальные арендаторы и ТЦ начали работу по наполнению пустующих площадей.
- По данным компании Focus, по итогам 33 недель 2023 года посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге чуть снизилась относительно показателей 2022 года: в Москве — на 3%, в Петербурге — на 2%. Traffic Index компании Rstat показывает, что посещаемость московских торговых центров по состоянию на 35 неделю года была на 5,5% ниже, чем за аналогичный период 2022-го.
- Вакансия (свободные площади — vc.ru) не снизилась, даже наоборот — немного выросла. На конец первой половины 2022 года её доля была 13%, летом 2023-го — 13,5%, по данным Nikoliers. CORE.XP оценивает вакансию в 10,6% (+2,2 п.п.). NF Group же отмечает снижение: с 13,4% в середине 2022-го до 9,5% на середину 2023-го.
- Доля свободных площадей почти не изменилась, так как новые арендаторы занимают так называемую «скрытую вакансию» — площади, которые до последнего момента были заняты приостановившими работу магазинами иностранных брендов. Они перераспределились между российскими игроками и теми зарубежными ритейлерами, что остались на рынке.
На площадке бывших магазинов Inditex в ТЦ «Авиапарк» теперь располагаются новые арендаторы: мультибрендовый бутик «Слепая курица shoes» (вместо Zara Home), магазин нижнего белья Tezenis и магазин товаров для дома BY (вместо Zara Men), магазины женской одежды российских брендов — Emka, 2MOOD, Mavelty и Charuel (вместо Zara и Zara Kids), сетевой магазин товаров для дома Williams Et Oliver (вместо Stradivarius).
Магазин Gloria Jeans в ТРЦ «Европейский» переехал с третьего этажа (занимал около 840 м²) на площадку на первом этаже (около 4000 м²), Lime занял пространства, ранее занимаемые Uniqlo, в ТРЦ Columbus и ТРЦ «Павелецкая Плаза», и уровень его товарооборота сопоставим с H&M.
- Российские бренды стремятся занять эти площади, так как понимают, что на «семь-десять лет закрывают возможность конкурентам встать обратно», говорят эксперты. Например, если Zara вернётся в ТЦ, откуда ушла, она уже «будет сидеть на втором-третьем этаже либо на месте закрывшихся “Ашана” или “Ленты”».
H&M, Uniqlo и Zara не заменить
- Причин, по которым новые арендаторы не смогли удержать трафик, много. Одна из основных — «не очень удачная работа» тех, кто не ушёл с российского рынка, а провёл ребрендинг. Они сталкиваются с проблемами в логистике и трудностями с ассортиментом.
- Бренды, которые остались «максимально похожи на предшественников» и сохранили ассортимент, работают успешно. Но когда изменения более глобальные — например, пришлось полностью обновить коллекцию, — арендаторы «чувствуют себя не так уж уверенно».
- Другая причина, по которой трафик не растёт — уникальность ушедших брендов. Заменить таких арендаторов, как Uniqlo и H&M, оказалось просто невозможно, признаются собеседники Forbes.
ТЦ сейчас становятся похожи друг на друга, так как состав арендаторов примерно одинаковый: примерно 20 ключевых игроков, представленных в большинстве магазинов. В этих условиях задача ТЦ — отстроиться наполнением и привлечь посетителей именно в свой объект. Но самая большая проблема сейчас — заменить арендаторов типа Zara, H&M, Uniqlo и так далее. На российском рынке подобных арендаторов пока ещё нет.
- Ритейлеры формировали вокруг себя «все тренды покупательского спроса», кроме того, в их ценовом сегменте никто не может предложить подобное качество и ассортимент. Другая проблема — спортивные товары: российские бренды «не дотягивают», а «заместители» предлагают слишком скудный ассортимент.
- Также незаименимой оказалась IKEA — так как это «не просто бренд или товар, но и уровень сервиса, уникальная концепция». Можно лишь предложить альтернативу по товарным категориям.
- Некоторые арендаторы после ребрендинга работают неплохо, отмечают собеседники Forbes. Они хвалят Fiba Retail Group (ранее управляла фешен-брендом Marks & Spencer), которая взяла под управление несколько магазинов Mango, оставшихся работать под прежним названием. Она же представила представила рынку новые турецкие бренды: Club, Network, Mudo и Oxxo.