Как мы отправили владельца стоматологии в отпуск на месяц и пересобрали ему всю клинику
Ладно, это кликбейт. Владелец стоматологии помогал нам перекраивать кадровую систему его компании. В беззаботный отпуск он уехал потом, причем на целый месяц.
Меня зовут Елена Белихова, я HR и руководитель консалтинговой компании Grow.consulting. Мы с командой частенько приходим к бизнесу, когда у него что-то идёт нет так: текут кадры, упала выручка, зарплаты сотрудников забирают львиную часть прибыли.
Или когда директор не был в отпуске 10 лет и уже подумывает о закрытии дела своей жизни ― как в этом кейсе. Наливайте чай, сейчас будет поучительная история.
К клиенту как к пациенту
Когда у человека болит, он идёт к врачу, а когда болит у предпринимателя? Можно в налоговую, можно в бар, к нам ― HR-ам ― тоже можно. Мы бережно посадим на стул, нальём кофе и скажем:
― Ну, рассказывайте.
В этот раз наш клиент-пациент — директор известной стоматологической клиники.
Ситуация проста до банальности: бизнес работал много лет, но исключительно на ручном управлении. Всё было завязано на директоре и ведущем стоматологе в одном лице.
На его опыт шли пациенты, он сам ставил задачи, проверял, учил работать администраторов, привлекал новых клиентов, зубную пасту в гостевой туалет выбирал — всё сам. В таком ритме он многое упускал, любой выходной проводил на телефоне и в шаговой доступности от клиники, чтобы приехать и всё разрулить.
Директор устал и пришёл к нам. Его запрос навевал отчаяние: «Работаю давно, постоянно вкладываюсь, а зарабатываю меньше коллег. Сотрудники то и дело уходят. Кажется, что уже проще всех уволить и просто работать врачом — выгоднее будет. Даже в отпуск улететь не могу, жить так надоело».
За такое мы беремся! Мы решаем сложные HR задачи ― помогаем развивать и удерживать сотрудников, находить и устранять слабые места в бизнесе, мотивировать людей зарабатывать больше. Одним словом, приходим на подмогу компаниям, чтобы эффективно управлять самым важным (и самым сложным) ресурсом — людьми.
Дисклеймер. У меня нет синдрома спасателя. Я не считаю, что бедный собственник бизнеса мыкался, как ёжик в тумане, пока не пришли умные мы и всё не порешали. Эта клиника — бизнес крепкий, жизнеспособный с гениальным врачом-стоматологом. Но что-то явно было упущено. Нашей команде предстояло разобраться, что же это было.
Просчитался, но где?
Есть такое понятие — самоходная команда. Это когда бизнес работает, процессы налажены и деньги идут, даже если собственник не в здании, не в городе и не в стране.
Эту клинику нам нужно было сделать немного самоходной. Пусть не на 100%, не как марафонца на дистанции, но хотя бы чтобы подтолкнуть и он стал делать шаги вперед.
Почему сотрудники утекали из клиники
Мы начали с HR-диагностики. Нужно было поговорить с сотрудниками, чтобы каждый высказался, и составить анамнез. Штат клиники небольшой — 20 человек.
Первым пришел собственник. Он намекнул, что особенно недоволен администраторами, смутно чувствует — недорабатывают. Мы решили проверить и лично пришли в клинику, пообщались с сотрудниками на ресепшене, провели развернутое интервью с каждым врачом и медсестрой.
Оказалось, что сотрудники к компании не привязываются ― за общий результат они не бьются, глобальных целей не видят, потому и уходят. Не клиника получается, а служба занятости. Пришли люди, отработали свои часы и получили деньги.
Суперсила клиники — квалифицированные медики, настоящие профи, слабое место — административная часть. Первую решено сохранить, второе — подтянуть. Процесс пошёл.
Не траты, а инвестиция
Первым делом мы разгрузили собственника и отделили медицинскую часть от административной:
- Владельца мы сделали главврачом. За ним закрепили все задачи по лечению пациентов, под его управление отправили медиков.
- Финансы, отчетность, продажи, маркетинг и сервис отдали второму кофаундеру.
Прежним администраторам пришлось уйти, так как они оказались не готовы к изменениям. Но чтобы исключить кадровые чистки в будущем, мы прописали систему обучения и должностные обязанности ― с кого что спросить, какую отчетность вести. Определили, кто должен учить новых сотрудников и чему, по чек-листам с конкретными временными слотами.
Пусть это персонал не медицинский, но пациентов встречает, первым сталкивается с их болью. Мы добавили, что набирать администраторами нужно самых эмпатичных и заботливых.
Дальше мы стали выстраивать систему оценки эффективности. Через неё можно получить развернутую и объективную обратную связь от руководителя к сотруднику.
Задачи администраторов мы разбили на направления:
- работа с пациентами,
- внутренний сервис — работа с персоналом клиники,
- продажа услуг и звонки.
Выполнение этих трёх критериев каждую неделю оценивал старший администратор, а в конце месяца ставил оценку и проводил беседу. “Смотри, – говорил, – вот у тебя получается внутренний сервис на отлично, а с продажами не очень. Давай я тебе помогу: мы с тобой проиграем роли, я тебе покажу, как я бы это делал”. Такая обратная связь и обучение на рабочем месте сотрудников развивает.
HR-активности, например, ролевые игры, многие воспринимают как забавы, такие бессмысленные шарики-фонарики. Но на самом деле они максимально монетизируются.
Новое кресло и тарифная сетка ― что нужно для счастья
Индекс вовлеченности сотрудников — звучит скучно. То ли дело eNPS — коэффициент счастья. Мы взялись его оценить.
Оказалось, что в клинике врачи чувствуют себя хорошо, а вот остальной персонал — не очень. У медиков задача ясна — лечить клиентов, нести свет, добро и справедливость. Плюс, вы же помните, главврач вкладывался в технику, всё было по высшему разряду. Но остальные сотрудники не очень понимали, что от них хотят и как спрашивать будут.
Как же всем угодить? Шаблона нет, к каждому нужен подход — кому-то стул удобный купить, кому-то грамоту выписать, а кому-то — премию. Мы это точно знаем, поэтому разработали систему мотивации — отдельную для врачей, медперсонала и ассистентов.
Вот что она включала:
- Установили тарифную сетку ― не часовую, а стоимость за смену. Даже если у медиков записей нет, то он находится на рабочем месте, заполняет карты, занимается процессами. Дело важное, за которое тоже нужно платить. Так сотрудники стали банально больше зарабатывать.
- Когда финансовую мотивацию подтянули, перешли к смысловой. Объяснили собственнику, как важно выстраивать внутренние коммуникации в коллективе — проводить пятиминутки, рассказывать планы, давать вводные, делиться успехами. Словом, транслировать ценности.
- Помогли сформулировать манифест и оформили миссию. С манифестом работа в клинике — уже не просто зарабатывание денег, а дело жизни с благородной идеей помощи людям.
Вызывайте финансовую реанимацию
HR-диагностика выявила и другие проблемы — бюджетирования в компании нет, как и плана продаж. Дополнительные услуги клиентам никто не предлагает, вся запись — к ведущему стоматологу, об остальных врачах никто будто и не знает. Мы решили, что не обойтись без подмоги, и пригласили партнёрскую команду, которая взяла на себя финансы и маркетинг.
“Я незаменим” и другие болезни фаундеров
История закончилась хорошо. Вскоре собственник поехал в отпуск на целый месяц! Телефон ему никто не обрывал, и бизнес не загнулся.
Моральная нагрузка спала с его плеч, появилось время на стратегическое планирование. Мы поставили задачу продажникам пропиарить других врачей, чтобы очередь скапливалась не только у одного кабинета. Администраторы на входе теперь искренне улыбаются клиентам.
С клиникой мы работали 2 месяца, еще один наблюдали со стороны, чтобы ничего не сломалось. Недавно вернулись, чтобы проверить индекс счастья. Он вырос на 25%. Результат!
Собственников бизнеса, которые держат в руках вожжи, ― миллион. “Я незаменим” ― это очень частая болезнь, но она лечится.
Руководитель и вправду на многое способен, только он никак не может добавить часов в сутки. Если заниматься всем сразу, надолго сил не хватит.
По нашему опыту, каждый новый сотрудник выходит на должную эффективность только через 3 месяца ― если штат будет регулярно вымываться, то пострадают производительность и выручка. Текучка кадров у нашей стоматологии остановилась, а значит, снизились затраты на подбор персонала.
Пришли и всё испортят?
К консалтерам все сотрудники компаний относятся настороженно. Думают, что придет злобный дядя в пиджаке, скажет, что всё плохо, и начнет учить.
В клинике тоже сначала не понимали, что от нас ждать. Но мы люди деликатные, в нашей команде — сплошь психологи, коучи и гештальт-терапевты. Объяснили, что пришли с миром. А потом доказали, что сделали только лучше.
Мы работаем бережно и стараемся не подсаживать клиента на иглу консалтинга, даём инструменты — а дальше сам. Худшее, что мы можем сделать, — регламенты порезать, всех уволить и всё разрушить :)
Вашему бизнесу нужна HR-стратегия, если
Придумала чек-лист, чтобы вам откалиброваться. Отмечайте совпадения:
• Доходы растут не так активно, как вам бы хотелось
• Кадры утекают или не приходят
• Внутри компании перекос. Кто-то овер занят, а кто-то — непонятно чем занимается
• Чувствуете, что сотрудники делают меньше, чем могли бы
• Зарплаты отнимают многовато от выручки
• Сотрудников полно, а положиться не на кого
• Вы не были в отпуске больше года
Подписывайтесь на наш блог в Telegram, там тоже много полезного. В следующих статьях расскажу, каких клиентов не спасет ни одна HR-стратегия и почему сильный зам — не враг, а второй пилот.
А вы умеете делегировать или до сих пор считаете, что никто кроме вас не справится? Поделитесь в комментариях.