Студенты — новые футурологи. Как прогнозировать будущее и находить возможности для стартапов?
Привет, меня зовут Карина! Я PR-менеджер брендингового агентства Kuznets.
Сегодня я взяла интервью у нашего генерального директора, Алексея Кузнецова, о том, как он конструировал и читал курс продюсерам ВГИКа, как погрузил студентов в будущее, научил их предотвращать технологических “Черных лебедей” и использовать недоступные в настоящем возможности.
В этой статье Алексей делится информацией об опыте работы, современных методах обучения, вероятном будущем и коммуникациях бренда с человеком.
— Добрый день, Алексей! Это ваш первый опыт преподавания?
— Добрый. С передачей знаний я знаком давно. Я формировал систему обучения сотрудников внутри агентства, имею большой опыт публичных выступлений о нашей работе и отрасли. Помимо этого, мы с агентством “Правда” записывали курс для Центра инноваций социальной сферы, где я рассказывал о роли стратегии платформы позиционирования бренда, которая приносит прибыль своим владельцам и пользу людям. Сегодня мы хотим подать этот курс в развернутом виде и повзаимодействовать с разными площадками.
Что касается студентов, то это был мой первый опыт работы в ВУЗе, когда системно целый семестр надо читать достаточно большое количество часов и готовить логичную программу по улучшению знаний. Это интересный опыт, который пойдет во многие сферы моей жизни.
— Как вам удалось попасть во ВГИК? У вас была модель коммуникации?
— В университете Профсоюзов на Всероссийской научно-практической конференции "Реклама и PR в России" я уже третий год рассказываю о самом новом в области брендинга.
В прошлом году во время моего выступления на тему “Пройдет ли бренд тест Тьюринга” о концепции “бренд-личности” в зале присутствовала старший преподаватель кафедры продюсерского мастерства и менеджмента — Ирина Сошникова из ВГИК. Она познакомила меня с Сидоренко Виталием Игнатьевичем — заведующим кафедрой продюсерского мастерства ВГИК. Виталий предложил мне прочитать студентам продюсерского факультета развернутый курс о технологиях в коммуникациях, брендинге и PR. Я согласился.
Так, из одной локальной лекции родился курс. Таких докладов за последние несколько лет выступлений у меня родилось уже около десятка, поэтому из каждого может получиться полноценная программа.
Курс задумывался как погружение в технологические возможности, которые дает современная наука, техника и IT во всех сферах нашей жизни. Я выстроил занятия так, чтобы плавно подвести ребят самостоятельному построению вероятного будущего в коммуникациях и киноиндустрии.
В основу курса я заложил коммуникационную модель между продуктом, брендом и аудиторией . Она основана на человеческой природе и органах чувств — том, что может считать с аудитории бренд и через что сможет вернуть информацию: услышать — сказать, увидеть — показать, уловить запах — дать его почувствовать, считать текстуру и температуру поверхности — дать тактильные ощущения людям, идентифицировать вкус — дать почувствовать вкусовые ощущения человеку. В ходе работы над моделью мы добавили шестое чувство — физико-химическое состояния организма, которое можно считывать и влиять на него через сенсорный комплекс.
Так родилась карта взаимодействия человека и бренда, которую я назвал "Бренд-личность". В течение всего курса мы дополняли и собирали по кусочкам технологии получения и передачи информации. На выходе мы с ребятами создали большую сенсорную модель взаимодействия с каждым конкретным человеком из аудитории бренда, ведь уже сегодня благодаря технологиям можно считывать сиюминутные потребности конкретного человека и тут же предлагать решения, взаимодействовать с каждым в реальном времени.
Я составил план курса, где постепенно вводил ребят в технологические возможности коммуникаций и вовлекал в создание коммуникаций будущего.
Архитектура курса:
1. Знакомство. В первую очередь, я решил погрузить ребят в контекст курса и вовлечь в совместную работу. Знакомство совместил со сборкой первой картины окружающих нас технологий, делающих жизнь лучше. Каждый представился и рассказал о технологиях, которые видит вокруг. Так появились первые тезисы на карте взаимодействия "Бренд-личность".
Я старался вовлечь студентов, а не просто сухо читать лекции, поэтому заложил много обратной связи и открытых вопросов, чтобы ребята не боялись выражать свою позицию и мнения. Наверное, мне повезло с первым потоком - все легко включались в разговор и всегда давали развернутые ответы.
2. Рассказ. Я представил ребятам сенсорную модель "Бренд-личность", которую нам предстояло наполнить технологиями, рассказал и показал найденные и подготовленные мной самые актуальные примеры использования технологий в рекламе и коммуникациях.
Например:
Раньше коммуникация строилась по гендерному признаку, ролевым моделям принятия решения или жизненным обстоятельствам. Теперь, благодаря технологиям, общение все больше стремится к персональному взаимодействию с каждым отдельным человеком напрямую и в реальном времени, исходя из его сиюминутных потребностей. Передача информации начинает становиться более индивидуальной, а не массовой.
3. Генерация рабочих идей.Технологии в коммуникациях не самоцель, а средство более эффективного решения бизнес-задач. Чтобы обозначить своевременность и место технологий в этом процессе, я рассказал о моей методике генерации идей, которые работают. Эта технология основана на нашем внутреннем агентском проекте — “Могучая тучка”, где мы оттачиваем модель генерации идей, применимых в жизни, которые бы решали конкретную бизнес-задачу, а не писались “в стол”.
4. Что уже придумали фантасты? На этом этапе я дал домашнее задание: выбрать и посмотреть фантастический фильм, насыщенный технологиями. Ребята смотрели фильмы и при просмотре фиксировали тайминг, где есть технологии. Так мы еще дальше продвинулись в наполнении сенсорной модели “Бренд-личность”, дополнив множеством интересных находок.
5. Форсайт. Пришло время самим заглянуть в будущее и сделать его реальностью.
Форсайт — это про то, как создать модель вероятного будущего и оценить это будущее с разных сторон, провести некий SWOT-анализ, который позволит увидеть все сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Я пригласил Валентина Шумовского — опытного человека в области построения моделей вероятного будущего для крупного бизнеса. Он провёл мини-форсайт, где студенты на основе пройденного материала по определенной технологии строили модель будущего в области продюсирования и киноиндустрии.
Наиболее пригодные для использования идеи становились проектной инициативой.Такая работа подразумевает несколько дней по 8 часов, мы с Валентином упаковали эту методику в 12 часов. Это был, пожалуй, самый сложный этап для студентов, который требовал полного погружения и включённости. До реальных проектных инициатив дошли не все, но те, что справились произвели на нас с Валентином сильное впечатление.
Система образования мало работает с подобными инструментами и будущим, а скорость изменения такая, что дисциплины и методы, которые были актуальны всего 3 года назад, сейчас перестают работать и сменяются новыми приёмами и техниками. В ближайшее время все должны будут иметь навык прогнозирования вероятного будущего, чтобы создавать его лучшую версию. Раньше будущее было чем-то недостижимым, теперь мы здесь и сейчас создаем своими руками и головами то, что случится через 3—5 лет.
6. Сравнение. Студенты стали футурологами. Мы вместе сходили в будущее и даже создали чёткий и понятный план по его воплощению. В этот момент я предложил ребятам сравнить наши наработки с великими. Мы сверились с тем куда и когда ходили футурологи и до куда добрались мы. Подробно познакомились с мыслями и трудами футурологов.
Это была вишенка на торте всего курса, когда мы логично и плавно шли к “я футуролог”, чтобы оценить и использовать труды настоящих специалистов. В результате мы получили логичный курс, где можно посмотреть на других и показать себя.
Мы выяснили, что идеи и книги футурологов живут и остаются актуальными неожиданно долго. Например, сейчас сборник 2010г. с прикладным материалом уже не актуален, а футурологические книги того же года до сих пор ценны. Всё это потому, что 60-70% находок футурологов еще не произошли. Остальные 30% в момент написания книги были просто моделями вероятного будущего, но зато сейчас мы наблюдаем их в окружающей нас жизни в точном соответствии с описанием футурологов. Это дает основания полагать, что оставшиеся 70% по прежнему остаются актуальными и высоко вероятными событиями. Книги живут.
Для многих футурологи — это просто источник фантазий, инфоповодов и возможность пощекотать мозги. Я постарался привить студентам навык смотреть на футурологов как на источник информации, как предостережение от катастроф и кладезь возможностей для стартапов, брендов и для человечества.
Футурологи — это настольный инструмент для людей, которые работают в активных профессиях, связанных с технологиями, коммуникациями и с массой людей. Все, кто оказывает социологическое влияние, не должны пренебрегать вероятным будущим. Оно помогает в понимании куда двигать продукт, а куда лучше не вмешиваться.
— С какими подводными камнями вы столкнулись?
— Так как основная моя деятельность — управление агентством (для студентов, кстати, было ценно, что я практик), а Kuznets agency развивается и постоянно изменяется к лучшему, то самое сложное было состыковать работу с преподаванием.
Несмотря на то, что это был только один день в неделю, выкроить 4 часа на неделе так, чтобы это не сказалось на качестве преподавания, оказалось непросто.
Помимо нескольких часов чтения лекций, подготовка к ним требовала столько же времени, а обработка материала после занятий занимала еще пару часов. Соответственно, 10 часов в неделю, а это целый рабочий день, но не в рабочее время, приходилось использовать так, чтобы не страдало качество образования и развития агентства.
— Как вы думаете, что из этого поможет в работе агентства?
— Сейчас у меня есть несколько ребят на примете — молодые специалисты в продюсировании. Я создал чат в Telegram со студентами, чтобы всегда оставаться на связи и иметь актив людей. На курсе всегда находится пара человек, которые очень вовлечены и близки по ценностям. Потенциально — это либо люди, с которыми можно работать в партнерстве и взять их в штат, либо это люди, которые через несколько лет будут работать на стороне бизнеса, а у нас уже сформирован высокий уровень доверия.
— После такой масштабной работы планируете ещё преподавать?
— Я получил хорошую обратную связь от руководства, а студенты дали много восторженных отзывов о курсе, поэтому мы с администрацией решили, что продолжим сотрудничество со следующим 4 курсом в новом семестре.
Курс помог обратить внимание на те вещи, которые уже есть вокруг нас, но в которые зачастую не углубляешься, не интересуешься, например, тот же самый искусственный интеллект и технологии. То есть мы о них знаем, они на слуху, но мы никогда их не изучаем, не понимаем как они работают, зачем они нужны и как мы можем их применять.
Уже отработав этот курс, я хочу и готов читать его для других площадок. У нас в агентстве накопилась большая база знаний и информация, которую хочется структурировано передавать. Уже сейчас у меня есть много интересных докладов в области сбора информации, брендинга, стратегий, коммуникаций, природы поведения человека и восприятия людьми информации. Есть задумки ряда полезных курсов, поэтому было бы интересно повзаимодействовать с другими ВУЗами и образовательными площадками.
— Спасибо за интервью, Алексей! Надеюсь, что еще не один поток студентов услышит ваши лекции и задумается о будущем. Теперь мы всем агентством во время обеда будем читать не ленту новостей, а футурологов.
P.s. Для тех, кто дочитал до конца, мы приготовили приятный бонус. Ещё несколько захватывающих примера использования технологий в коммуникациях:
Карина молодец 👍
Очень круто! Мы, действительно, не знаем какие же задачи придётся решать студентам в будущем. Обучать их способам мышления и поиска решений - самое правильное.
Спасибо❤️