Бизнес с другом: как сохранить отношения и не разориться
Вчера были друзьями, а сегодня — заказчик и исполнитель. Я прошел этот путь. В январе 2020 года открыл дизайн-студию Бред, а в 2023 году студию печати стикеров Бред Стикерс в городе Орел. Среди первых заказчиков были друзья, которым мы сделали логотипы, фирменный стиль, напечатали стикеры и наклейки в Орле и т. д. Со всеми мне удалось сохранить дружеские отношения, хотя порой это было и непросто.
Бизнес с друзьями: возможные варианты
Вариант 1: Друзья вместе открыли бизнес. Данный кейс я рассматривать не буду, потому что он заслуживает отдельной статьи.
Вариант 2: Один друг открывает бизнес, а второй приходит к нему за товаром или услугой. Друг-заказчик хочет максимальные скидки или бесплатные услуги. Именно об этой схеме я расскажу. На мой взгляд, она гораздо чаще встречается, чем первая. К тому же подпитана собственным опытом.
4 моих принципа работы с друзьями:
1. Договаривайтесь о работе по себестоимости. Например, для компании Раскат, которые занимаются натяжными потолками, мы делали брендбук и печатали стикеры. Владелец Раската — Влад, мой друг со школы. Я посчитал, сколько стоит работа графического дизайнера, моушн-дизайнера и озвучил цену. Разработка концепции, исследования конкурентного рынка и менеджмент проекта, которые на тот момент делал я один в дизайн-студии, обошлись Владу бесплатно. Но работа моих сотрудников и закупочная стоимость пленки для стикеров должна быть оплачена. Кейс здесь.
2. Обсудите детали на берегу. Этот пункт неразрывно связан предыдущим. Очень малая часть работ в бизнесе бывает бесплатной. Объясните, сколько стоят расходные материалы или час работы привлеченного специалиста на этапе обсуждения проекта. Выставление счета постфактум с высокой вероятностью повлечет недовольство и ругань.
Кстати, еще один кейс, который я делал с большими скидками, это дизайн для моих приятелей — кальянной Jager Lounge. Мы отрисовали логотип и стикер для мессенджеров с персонажем.
3. Предложите софинансирование от третьих лиц. Например, в нашем регионе работает центр “Мой бизнес”. Дизайн-студия Бред и студия печати стикеров в Орле Бред Стикерс являются партнерами организации, поэтому я знаю, как работает софинансирование. Для ИП или самозанятых центр предлагает меры поддержки бизнеса: 80% стоимости за услуги оплачивает “Мой бизнес” и только 20% необходимо доплатить самому заказчику. Поскольку у нас заключен договор с компанией “Мой бизнес”, я часто направляю в эту организацию знакомых. В итоге клиент знает, кто выполнит его заказ, при этом понесет минимальные затраты.
4. Используйте бартерные схемы. Снова вернусь к примеру с Владом и компанией “Раскат”. Влад делал натяжные потолки в доме моих родителей, за монтаж денег не взял. Мы заплатили только за материалы. Win-win: я разрабатываю концепцию для будущей компании друга, он помогает мне с ремонтом.
Если вы можете что-то сделать условно бесплатно для своих друзей — делайте. Помогайте развиваться им и одновременно формируйте портфолио и имидж для себя.
Безусловно, это не все кейсы, которые мне приходилось делать для друзей. Но рассказывать о каждом — долго, да и суть от этого не поменяется.
Почему нельзя работать бесплатно
Во-первых, это путь к выгоранию. Правильнее говорить — переутомлению. В силу внешних обстоятельств: недооцененность, низкая зарплата или ее отсутствие, желание помочь всем, человеку трудно организовать себе достойный отдых, отвлечься от рабочих вопросов. Признаками переутомления служат безразличие и даже негатив к обязанностям, неудовлетворенность деятельностью, отсутствие сил и обесценивание себя, как профессионала. Ну о каком успешном бизнесе может идти речь.
Во-вторых, это обесценивание работы на рынке в целом. “Бесплатный” специалист дискредитирует всех коллег в своей области. Работать бесплатно — это худшее, что можно сделать для развития конкретной сферы.
В-третьих, зачастую хромает качество. Бесплатный проект может стать обузой на определенном этапе. Качественно довести до конца — нет желания, а бросить на полпути — совесть не позволяет. Можно сравнить с чемоданом без ручки: и бросить жалко, и нести неудобно.
Когда допустимы бесплатные проекты:
- Волонтерство
- Самообразование
- Репутационный или имиджевый проект
Необходимо всегда оценивать контекст, свои возможности и цели.
Поделитесь вашими кейсами. Приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда друзья обращались за помощью вашей компании? Как решали вопросы?
Лучше уж с друзьями бизнес, чем с родственниками
Ну не знаю тут можно поспорить,а если в общем взять ,то ни с родственниками ,ни с друзьями лучше бизнес не открывать
итог один - через время продаёшь свою часть бизнеса другу
с друзьями в бизнесе надо быть аккуратными ,щепетильное дело
Хорошие советы! Сам с недавнего времени стал их придерживаться и жалею, что не пришел к этому раньше)
Я считаю неправильным продавать/покупать у друзей по себестоимости. Со скидкой, с неким индивидуальным подходом - да, по себестоимости - нет. Это неуважение - мол я у тебя куплю только если ты дашь мне внерыночные условия.