Выбор исполнителя острая, актуальная тема для большинства предпринимателей. На что стоит сделать акцент и обратить внимание?
Прежде чем осуществить выбор, нужно определить какой формат сотрудничества вам больше подходит:
- Интернет-агентство
- Частный специалист (фрилансер)
- Сотрудник в штат
Какие вопросы нужно обязательно уточнить перед стартом работ?
Сколько проектов ведет 1 оптимизатор?
Предпочтительный вариант — не более 7. При таком количестве специалист реально может держать всю историю проекта в голове, успевать разрабатывать ТЗ с той скоростью, с которой их успевает реализовать программист, дизайнер, копирайтер, линкбилдер и другие специалисты, которые работают в проектной команде.
Каков состав проектной команды?
Оптимально, если она состоит из оптимизатора, аналитика, копирайтера, программиста и руководителя проекта. Остальные специалисты подключаются по мере необходимости. Такой состав даст вашему проекту все шансы на успех.
Какие специалисты являются штатными, а какие будут привлечены к работе на аутсорсинге?
Идеальный вариант, когда все специалисты оформлены в штат компании. Привлекая внештатных специалистов, агентства подвергают ваш сайт риску. Как правило, с такими специалистами не заключают трудовой договор, а работают по сдельной системе. В любой момент фрилансеры могут подвести по срокам, не выйти на связь, да и просто поделиться конфиденциальной информацией, например передать доступ к вашему сайту третьим лицам. Скорее всего, к таким рискам вы не готовы.
Какие услуги включены в договор на SEO?
Чтобы стоимость SEO-продвижения была привлекательной, некоторые агентства не включают в объем работ часть важных услуг. Такие услуги будут предложены вам позже и за дополнительную оплату. Например, закупка ссылок, технические работы, копирайтинг. Так одна качественная ссылка стоит 1000 — 7000 руб. Даже если вашему проекту необходимо минимальное количество ссылок — 3, то стоимость ежемесячных работ возрастет на 3000–21000 руб. Убедитесь, что эти услуги включены в работу.
Был ли у агентства опыт работы с CMS, на которой сделан ваш сайт?
Когда потребуется внедрять доработки по сайту, исправлять технические ошибки, размещать мета-теги и тексты, может оказаться, что ваш исполнитель не знает, как это сделать. Убедитесь, что в компании есть специалисты, умеющие работать именно с той платформой, на которой сделан ваш сайт.
Как контролировать подрядчика по SEO?
При старте проекта, обязательно должен быть разработан и утвержден план работ. Он должен быть детализированным и являться частью договора. Рекомендуем утвердить его на первые 3 месяца SEO-продвижения.
В 99% случаев, такие работы, как технический аудит, SEO-аудит, анализ конкурентов, проработка семантического ядра, уникализация мета-тегов, анализ коммерческих и поведенческих факторов, ссылочный аудит и разработка ссылочной стратегии, написание текстов, обязательны для каждого сайта.
Далее необходимо контролировать выполнение утвержденных работ. Работа над сайтом никогда не должна останавливаться.
Обычно подрядчик ведет учёт позиций в специализированных системах мониторинга позиций, иногда в ручном порядке. Мы рекомендуем вести мониторинг позиций в независимом сервисе, чтобы уменьшить% вероятности допущения обмана. Рост позиций или их удержание в ТОП-3, отличный показатель.
Обязательно контролируйте динамику изменения трафика из поисковых систем, к сожалению, и этой информацией манипулируют, наращивают искусственные переходы.
Количество заказов, объемы продаж — великолепный бизнес-показатель эффективности рекламного канала.
К сожалению, на практике SEO-исполнитель не всегда может влиять на эти метрики. На количество заказов/продаж влияет множество факторов: продавец, наличие товара и его качество, ассортимент продукции, цена, сезонность и т.д. Все эти факторы сильно влияют на показатели заявок и продаж, поэтому не всегда дают объективную оценку качества SEO канала.
В связи с этим, следует оценивать различные показатели и смотреть промежуточные результаты, чтобы определить насколько подрядчик действует профессионально.
К таким показателям можно отнести:
1. Сумма частотности по Wordstat в кавычках («WS») — поможет оценить сезонность в нише и понять, что происходит.
2. Позиции в ТОП-3-5-10 — не просто общим числом, а в разрезе различных групп.
3.% видимости — данный показатель говорит о том, насколько высокочастотные запросы вышли в ТОП-10.
4. Потенциал трафика — зная суммы частотности запросов и их позиции в ТОПе, можно вычислять какую текущую долю занимает сайт, группа и понимать потенциал возможного роста по ней.
Если все это корректно сегментировать по сайту на уровне страниц, разделов и дополнительно размечать проведенные работы по ним, SEO становиться вполне понятным инструментом, т.к. видна взаимосвязь проведенных работ и результата от них.
Практический единственным удобным вариантом на текущий момент является трекинг в системе seowork, так как в ином случае это реально сделать только ручным способом и требует больших временных затрат.
На графике ниже (рис 1) пример 1 сайта, где была зафиксирована ошибка, которая вела к снижению трафика, после ее устранения произошел рост по всем 3 важным показателям.
Аналогичную работу следует производить по всему фронту работ:
- изменили Title — сделали оценку, как это повлияло на показатели позиций
- разместили ссылки — оценили влияние изменения на видимость страницы и раздела
- разместили тексты — оценили показатели позиций, вовлеченности и т.д.
Только с таким подходом SEO переходит из уровня шаманства в уровень прозрачного понимания достижения результатов.
Статья не полностью раскрывает текущие проблемы. В частности, клиента интересуют не объем производимых работ, а итоговая эффективность в виде денег, которые ему поступают на счет. В этом плане, помимо указанного выше сервиса требуется интеграция колтрекинга, пробросила данных из CRM с суммой заказов. Только в таком случае можно посчитать эффективность вложенных денег. Так как по многим проектам бывают ситуации, когда ты вроде бы не вывел все что нужно, но при этом выручка и прибыль многократно перекрывают оплату специалиста. Вторая проблема, с которой я сталкиваюсь, на протяжении уже лет 10 (общий опыт работы с 2004 года), это отсутствие желания тратить на эту аналитику деньги. Грубо говоря, при среднем чеке в 30-60 тысяч рублей за ведение проекта никто не будет погружаться в такую аналитику. То есть компании подрядчику тратить человеко-часы на это просто не выгодно, а владелец бизнеса не будет платить 150 тысяч в месяц за подобный анализ, который не факт что даст какой то результат. Поэтому, данный подход интересен только для порталов, где важен процент индексации, трафик на сайте, возможно и для супер крупных интернет магазинов, но очень большая часть "проходит мимо".
поддержу. проблема сеошных сервисов по отслеживанию эффективности в том, что они показывают данные, понятные больше сеошникам. а не конечным клиентам. Клиенту важно оценить эффективность в своих показателях, а это как правило - прибыль
Клиенты все разные, деньги конечная цель, естественно их нужно измерять, но до них ещё лежат другие показатели.
Интересно узнать ваше мнение, что вы предлагаете использовать компаниям с ограниченным бюджетом до 30 тыс., у большинства CRM даже может не быть.
Рамазан прям от всей души решил написать, судя по всему, ничего не упустил!
Да, коллеги из Тринет трепетно относятся к клиентам)
Тоже посещал ECOM 2020 - обнаружил там несколько потоковых (то есть не слишком заинтересованных в прозрачности SEO) агентств и народа у них было достаточно.
Может проблема рынка в том, что клиенты еще не готовы к прозрачности?
Скорее рынок не готов платить:если агентство1 делает за 1000, то как объяснить клиенту, что за 2000 - результат в 5 раз лучше, если клиент смотрит только на цену, а гена результат.
Это проблема всех рынков, была тут статья о "зачем платить больше"