Как Wildberries доказал, что в России нет института репутации
Весна 2023 оказалась тяжелым временем для Wildberries. Поток жалоб клиентов и сотрудников не прекращался, а компания предпочитала никак не комментировать происходящее.
Началось с малого – в декабре компания решила ввести штрафы за неправильные габариты товаров без возможности их оспорить, что привело к массовым жалобам продавцов, ведь на их плечи повесили бессистемные многотысячные штрафы. Тогда из-за проверки ФАС Wildberries дали заднюю.
Дальше–больше. Wildberries решил, что продавцы в ПВЗ несут материальную ответственность за бракованные товары, если клиент посчитал нужным оформить возврат. Очевидно же, что сотрудники ПВЗ никак не могут повлиять на сохранность товаров на складах или при перевозке, но для Wildberries все не так однозначно.
Затем начали доить и покупателей – заставляли платить за возврат товаров и за ПАКЕТЫ – 15 рублей за фирменный логотип с ягодками! Позиция маркетплейса такова – они не несут ответственности, т.к. являются посредниками между продавцом и покупателем. При этом каждый сотрудник, который участвует в сборке заказа, его транспортировке и выдаче, так или иначе является сотрудником маркетплейса. С помощью суда удалось отменить платные возвраты.
И тогда Wildberries решил еще больше усложнить жизнь своих продавцов–партнеров. В середине мая продавцы увидели в своих личных кабинетах многомиллионные задолженности за рекламу на маркетплейсе, которую они и не просили. Где логика? А это маркетплейс решил, что каждый продавец имеет перед ним задолженность, ведь служба безопасности Wildberries обнаружила слабые места в системе продвижения товаров. Неважно, честно ли продавец продвигал свои товары или нет, по мнению Wildberries виноваты все.
Наконец пострадавшие люди решили объединить усилия. Были пикеты возле главного здания Wildberries и стачки в ПВЗ, сопровождающиеся многочисленными угрозами от менеджеров маркетплейса. Wildberries расценил это как давление на "компанию путем общественных беспорядков", но милостиво согласился пойти на диалог с представителями Госдумы.
В начале июня Wildberries пошел навстречу людям: покупателям упростил возврат средств за бракованный товар, проверил продавцов на предмет махинаций. Сама компания теперь на карандаше у главы МВД и прокуратуры Москвы. А в новостях так и продолжают появляться заголовки с новыми скандалами от маркетплейса. Например, покупатели могли приобрести липолитики, которые смертельно опасны для здоровья и применять на практике их может только врач. А также поддельные косметические средства, БАДы и т.п.
Вывод – спрос формирует предложение. Wildberries будет и дальше делать то, что считает нужным, потому что мы пользуемся его услугами.