Помогающие профессии для бизнеса
Несколько лет назад, объясняя одному фаундеру разницу между представителями помогающих профессий, я нарисовала прямо у себя в блокноте картинку, которой пользуюсь до сих пор, рассказывая, чем отличаются коучи от трекеров, психологи от коучей, тренеры от трекеров и других помогающих специалистов для бизнеса.
Рисуем матрицу: одна ось - "Время", другая - "Инструментарий": вопросы и ответы. И располагаем всех профи на плоскости.
Есть специалисты, основной рабочий инструмент которых – вопросы
Психологи, чтобы помочь своему клиенту, исследуют его прошлое с помощью вопросов как инструмента. Помогают своему клиенту изучить себя (свершившиеся в прошлом факты), понять паттерны, триггеры, серые зоны.
Трекеры сопровождают изменения. Изменения – то, что произойдет у бизнеса в будущем. Для того чтобы помочь спроектировать изменения трекер задает вопросы.
Коучи тоже задают вопросы, чтобы у человека произошли изменения, но личностные.
Трекеры, коучи и психологи находятся в плоскости «Вопросы», но в разных квадрантах. Плюс трекеры в бОльшей степени работают с бизнесом клиента, коучи в бОльшей степени с личностью клиента.
Есть специалисты, которые работают ответами и советами (а не вопросами)
Консалтинг, аудит, супервизия и оценка работают с фактурой из прошлого. Анализируя результаты работы и поведенческие проявления, оценщик дает ответ: какие, например, сильные и слабые стороны у сотрудника, как его мотивировать, удерживать и развивать.
Супервизор, прослушав запись трекшен -сессии или пронаблюдав ее вживую – дает советы, что можно улучшить, что плохо получилось, что хорошо.
Ответы, советы и опыт других экспертов помогают в будущих изменениях:
Тренер – помогает сформировать навык, говоря, что и как делать и формирует среду для отработки навыка.
Наставник, эдвайзер, советник – говорят и показывают что делать, делятся опытом, дают ответы, советы и возможные варианты будущего развития событий.
При этом ментор должен быть обязательно опытнее подопечного в целевой индустрии и нише и иметь превосходящий его масштаб личности и масштаб бизнеса.
Наставник может быть равным по масштабу и уровню позиции или даже ниже (уровень опытного специалиста или эксперта), если это наставник по конкретной предметной области.
Например, HRD взял в наставники по финансам и бюджетированию финдира. Или фаундер стартапа, который сам маркетолог, взял в наставники РОПа или даже опытного сейлза, чтобы прокачать свои навыки продаж.
Адвайзеров в advisory board или Совет Директоров можно приглашать из других индустрий, чтобы обогащаться экспертизой из других отраслей: другими бизнес-моделями, другой индустриальной экспертизой, принципиально другими подходами, методологиями и фреймворками.
Можно работать самому, без помогаторов.
Можно привлекать наставника, коуча, трекера.
Можно даже сформировать целый совет профессионалов.
Главное, подбирать их в соответствии с запросом, целью и стратегией компании и не путать одних с другими😊
А еще проверять опыт и рекомендации и обязательно договариваться о пробном периоде, который поможет понять – ваш это человек или нет, насколько комфортно вам работать друг с другом , и приносит ли вам эта работа пользу и желаемые изменения.
Ольга, спасибо. Простая и понятная схемка.