Опекаете своих сотрудников как «родитель»? Готовьтесь к снижению мотивации! Разбираем ошибки и ищем решения
Как кризис 7-ми лет влияет на мотивацию сотрудников и что делать руководителю со своей командой — инструкция по применению взрослых людей. Разбираемся, почему сотрудники безынициативны, болезненно воспринимают критику, причем тут их детство и как поступать руководителю, чтобы не ходить по тонкому льду «сложной душевной организации».
Обращаем внимание на то, что статья носит рекомендательный характер и мы очень надеемся, что после прочтения, вы не будете развешивать на всех ярлыки с диагнозами :)
Случай первый: в поисках инициативности
Вы говорите своим сотрудникам: «Найдите решение! Придумайте что-то новое! Где ваша инициатива? Мне нужны активные!». А сотрудники что? А сотрудники ничего. «Охламоны!», — вспоминаем мы случай из практики и возражаем: всё не так, как кажется.
На инициативность и креативность влияют разные факторы: например, стиль руководства (об этом мы поговорим в следующей статье), личностные особенности сотрудников, а именно: как они прожили период дошкольного возраста и многое другое.
Что важно в дошкольном возрасте?
Ведущая деятельность детей — игра. Именно через игру развиваются нужные отделы мозга, ребёнок через игру осваивает различные навыки, развивает речь и воображение (поэтому, лучше до школы не мучить ребенка развивашками, прописями и счётом — дайте природе делать своё дело).
Ребёнку 3-7 лет крайне важно погружаться в фантазии и жить в своем выдуманном мире: быть индейцем, проигрывать сюжеты вокруг кукол или машинок. И если ему не давали это делать (а ведь многие родители считают, что игра — зря потраченное время), загружая делами, то «воображалка» попросту не закрепилась. Ну не будет уже взрослый человек креативным сотрудником, извергающим идеи со сверхзвуковой скоростью. Даже с дозвуковой не будет.
Что ещё?
В дошкольном возрасте необходимо видеть результаты своей деятельности. К 3-х летнему возрасту у ребёнка формируется волеизъявление. Знаменитое «Я сам!».
В идеальной реальности, родители позволяют ребенку проявляться в «ясамости», следовательно у ребенка формируется инициативность и понимание, что я вообще чего-то хочу и уже немножко даже могу. К дошкольному возрасту к «я чего-то хочу» должно закрепиться «я ещё это могу».
Захотел построить замок из коробок, в воображалке его придумал, а потом реализовал. И обязательно был похвален за это. То есть родители подкрепляют связь: идея — действие — результат. Не подкрепляли и мешали («Опять на ночь игрушки не убрал! Выброшу в следующий раз твой замок!») — у взрослого человека будут проблемы с цепочкой, что мы описали выше. А вы от него требуете.
Как не требовать-то, автор, ты ни дня не руководил?
Погодите! Руководил автор, а ещё и с образованием психологическим. Сейчас расскажем, что можно делать руководителю.
Вспомним Трансактный анализ Эрика Бёрна. А именно три роли: родитель, ребёнок, взрослый. Родитель или чрезмерно опекает или чрезмерно требует. Ребенок, соответственно, бездельничает или капризничает (они с родителем как Шерочка с Машерочкой друг другу подходят). Ну а взрослый — это взрослый. Он признает ответственность: свою и чужую, соблюдает границы, знает, чего хочет.
Каждый из нас бывает в этих трёх ролях. Ежедневно. С кем-то мы ведем себя как взрослые, с кем-то сваливаемся в позицию ребёнка, который ничего не может решить, ну а на работе… а на работе руководители чаще всего ведут себя как родители.
И это ключевая ошибка.
Становясь в позицию родителя по отношению к сотрудникам (детям), руководитель собственноручно лишает их ответственности, инициативы и решительности.
И вот представьте. Не проживший кризис дошкольного возраста (его чаще называют кризисом 7-ми лет) взрослый человек и так испытывает стресс от задачи и давления, а тут ещё и руководитель в позиции родителя. И понеслась подсознательная проекция, нахлынули воспоминания обо всех наказаниях от родных родителей.
А вот если руководитель общается из позиции взрослого, то помогает ребёнку вырасти во взрослого самому.
Поэтому:
- Общаться с сотрудниками как со взрослыми (мы не шутим, ведь так много диалогов, когда руководитель тридцати лет отчитывает подчиненного сорока лет словно это отец отчитывает покурившего десятилетку).
- Фокусировать внимание на результатах. Сотрудник предложил что-то — сделал — получил результат. В этот момент вы как будто обращаетесь к тому не прожившему кризис внутреннему ребенку, и помогаете ему прожить этот кризис сейчас. Но не как родитель, а как взрослый. Не нужно облизывать с ног до головы, просто акцентируйте внимание на результате.
- Стимулировать воображалку в игровой форме, используя различные техники для совещаний и мозго-штурмов (например, такие)
Случай второй: как бы не обидеть
Вы даете обратную связь сотруднику, он болезненно её воспринимает, а вы потом друзьям рассказываете: «Ой, они у меня такие творческие, такие тонкие натуры, слово не скажешь!».
Почему так?
А потому что в том же самом дошкольном возрасте корректируется самооценка. Если до 3-х лет ребёнок считал, что он Божество, законченное совершенное создание, то к 7-ми годам начинается сравнение: «Ага, бегаю я медленнее, зато я лучше рисую». Таким образом самооценка приходит в норму. И, конечно, если ещё дома ребёнка хвалят, говорят, что любят всего целого (а не за «пятёрки»).
А если ребёнка не хвалили, ребёнок не сравнивал себя с другими, стремился получить любовь и внимание оценками (или наоборот, плохим поведением), то будучи взрослым, любая правка от коллег будет восприниматься как личная трагедия. Не «я сегодня как-то криво эскиз сделал», а «я плохой». Весь плохой, целиком.
Что делать руководителю?
Давать правильную обратную связь:
- Отмечать и успехи, и неудачи.
- Строить ОС по принципу feedforward, а не feedback
- Говорить, что ты молодец и мы тебя ценим, просто именно в этой задаче надо бы переделать.
- Встраивать в собрания игры, в которых можно обменяться приятными словами (поблагодарить коллегу, отметить друг у друга сильные стороны и т.д.)
Помните, что в тот момент вы помогаете «ребёнку» повзрослеть. И если набраться терпения, то можно действительно наблюдать метаморфозы и получить преданного и эффективного сотрудника.
И напоследок добавим. В этом же возрасте формируется умение ставить себя на место другого человека. Например, на место сотрудника :)
А еще, формируется умение занимать позицию «под», «над» и «на равных» и переключаться между ними. Если трудно работать в подчинении у кого-то, или кем-то руководить, или выстраивать партнерские отношения — это тоже про дошкольный возраст.
В общем, если прочитав эту статью, вы узнали себя или своих сотрудников, рекомендуем обращаться к специалистам, которые помогут с этим разобраться. Однако, несмотря на растущий тренд, мы категорически против штатных психологов и коучей в компаниях. И вот почему: по этике этих двух помогающих профессий, чем меньше пересечений с клиентом, тем лучше. Это должен быть настолько чужой человек, что ему можно рассказать всё. Вообще всё. И быть уверенным, что это останется только между вами.
Получится ли такое, если психолог или коуч иногда пьёт чай на кухне с бухгалтерией? Захочется ли сотруднику поделиться тем, что Дарья Ильинична ужасно раздражает, напоминая учительницу биологии, а от этого лишний раз с отделом взаимодействовать не хочется, вот сроки и срываются?
Человек помогающей профессии в первую очередь человек, а не робот. И каким бы профессионалом он был, в нем все равно живут эмоции, симпатии и антипатии. Так что лучше изолировать такого специалиста и сократить пересечения с сотрудниками. На нашем опыте, аутсорс — лучшее решение.
А как у вас с коммуникацией внутри команды?
Спасибо за внимание, команда Inter-view.
Наш курс «Командный и групповой коучинг».
Еще больше полезной информации в телеграм-канале :)
Оченьблизко к этому :) https://www.youtube.com/watch?v=UoKlKx-3FcA
Ахахахаха, обожаем этот ролик! Спасибо, что напомнили! Будет актуален всегда)
😂😂😂
Микроменеджмент - это прям беда для меня была)
Что помогло справиться с этой бедой? И есть было ли похожее с детьми?))
Обычно половина офиса сопит в рабочий комп, а другая ищет себе новую работу...
Печально. Как думаете, что может помочь?