ЛЖЕСРОЧНОСТЬ И AGILE NPD/R&D

ЛЖЕСРОЧНОСТЬ И AGILE NPD/R&D

Мне кажется, стоит обсудить такую штуку как СРОЧНОСТЬ. Срочность в нашем мире FMCG имеет такую эластичность, что позавидовал бы и цирк Du Soleil.

Дело в том, что относительность времени является одновременно абсолютной. А абсолютность времени, например, ну та самая, что привязана к часам и дням в календаре, - является относительной.

Эйнштейн смеется в усы. Непонятно? Поясняю.

Так, задача, которая только что возникла, может иметь статус очень срочной. ОЧЕНЬ СРОЧНОЙ. Просто катастрофически срочной. Запускается линия, уезжает собственник, переговоры с сетью послезавтра, на 28-й неделе гейт борд, и надо «кровь из носу». Идет переписка с пометками красным, подчеркнутыми болдом, а также обычным подчеркиванием календарных дат.

Знакомо? Забавно то, что вся эта бурная история может… рассосаться в секунду. Срочность пропадает, а контакт по переписке, готовый общаться в субботу вечером, внезапно исчезает с экранов радаров, как вот тот Гомер Симпсон уходит в кустарник за горизонт.

Проект, запущенный в последние даты месяца, потому что «так надо по бюджету», неожиданно и необъяснимым образом становится «спокойным» или улетает на сентябрь, и узнаешь ты об этом как бы вскользь. И зачем вся эта гонка с хлестанием лошади была, - особо и непонятно.

Эта замечательная эластичность в восприятии времени прекрасно работает и в обратную сторону. Проект, который спокойно, если не сказать лениво, согласовывался в течение недель, да что там, месяцев!.. Внезапно начинает буквально «гореть»! Это нужно срочно, сейчас, вчера! С пометкой urgent в теме письма.

Еще бывает, пишут восклицательный знак такой, для особо непонятливых.

Мы прошли через миллиард таких историй, и уже выработали к ним иммунитет.

Понятно, что мы, конечно, бодрые ребята и каждый раз стараемся идти в соответствии с приоритетами, которые нам ставят, но, когда дома начинают закручиваться в бублик вокруг нас, как в фильме «Начало» с ДиКаприо – уже удивляться трудно.

Стоит отметить, что это не чисто наша черта. Коллеги «оттуда» даже находятся в каком-то смысле на более высокой ступени в этих вопросах. В их случае, корпоративная игра со временем, сроками и таймингами - это всегда футбол, где ворота находятся только на одной стороне, угадайте на чьей.

Сейчас мы с зарубежными компаниями не работаем по понятным причинам, но логика их приоритетов по отношению к такой штуке как «время» вряд ли поменялась.

Так что иногда время бежит быстро, а иногда и супер-медленно. Чем это определяется – до сих пор до конца непонятно, ты просто реагируешь на постоянно меняющиеся приоритеты, вот как в том анекдоте с барином, у которого «стратегические приоритеты поменялись».

Несколько лет назад в иностранных медиа был прямо суперхайп по теме agile-разработки в FMCG. Логика такая, что если в ИТ это прекрасно работает, то почему не может работать в пищевке, а? Быстро тестируем идеи, фичи, и погнали внедрять-внедрять!

И даже в дивном новом мире сами SKU должны быть - более короткими, с ультракоротким шелф-лайфом. Забудьте всю чушь про братьев Ферреро и бренды на века.

В общем, мир меняется, и есть прекрасные технологии для быстрого запуска и оценки, купил Qualtrics и еще пару софтин и вперед!

Но то ли я не туда смотрю, то ли, как и всегда это бывает с новыми штуками: они сначала появляются, и кажется, что они захватят мир и убьют тот самый старый мир, неправильный и устаревший. Кино убьет театр, интернет убьет телевидение, итд. Сотовые убили пейджеры. А я вот недавно побывал в Останкино и как-то четкое ощущение, что ТВ не убито. Да оно покусано диджиталом, сдулось, оно потеряло молодежь, но по цене GRP – где вы еще можете купить столько контактов? ТВ - живо.

Так вот, и agile в пищевке займет какую-то свою роль, потому что это круто, и вот что мне подумалось.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Возможно, но это не точно, вот такие долгие и длинные циклы NPD в пищевке – это элемент и защиты тоже. Да, забюрократизированность, косность, валкость процедур – но это элемент безопасности.

Потому что если в ИТ-секторе вы запустили приложку или личный кабинет, и ой-ой - косякнули там, где-то, ну бывает! И вы берете, заряжаете программеров в майках AC\DC за ночь зафиксить этот баг и все. Ну айтишники со мной не согласятся, конечно, что все так просто у них, но вы поняли.

А попробуйте зафиксить прогорклость вкуса. Или я как сейчас помню сидел и обсуждал с технологами картошку фри, которую (чтобы улучшить) можно просто чуть больше обжаривать, но в целом, чтобы решить проблему – всего лишь пустяк, нужен другой сорт картофеля, а это 3 года. 3 Года, Карл. Это, конечно, перебор, но нормальный цикл R&D в молочке и мясе это где-то год.

Попробуйте agile способом за 2 недели решить проблему наличия потемнения верхнего слоя продукта в банке под крышкой (потому что там воздух, сволочь, между крышкой и продуктом – имеет видите ли премерзкую привычку вступать в контакт с продуктом и окислять его).

Ну а я посмотрю на мастер-класс такого эджайла. Или это как-то иначе работает?

То же и с запусками новинок. Запустить творожок – год. Это запустить в кондитерке/хлебе кексик, ну допустим, можно побыстрее, а бисквитное печенье – уже год, приехали.

И таким образом, и возникает вот эта Лжесрочность. Приоритеты меняются, сроки сдвигаются, сроки сокращаются, все отменяется, все запускается. От «Мы готовим проект на осень 2023» до «У нас стоит срочная задача в этом месяце» - один незаметный шаг.

Недоуменное лицо Ди Каприо, когда дома в очередной раз ему поменяли потолок вверх дном.

Так и живем.

Начать дискуссию